Герои Коми: Пётр Эмильевич Бендель
Сегодня день рождения Якова Вундера — художника, живописца, одного из самых ярких деятелей нашего театра первых лет работы учреждения. Как о нём писали,
«ещё не так давно в заполярной Воркуте, пожалуй, не было человека, который не знал бы это имя. Слава о талантливом художнике в 50–70-е годы перешагнула границы Коми АССР, авторитет нашего земляка был высок даже в Москве». Яков Яковлевич оставил большой, яркий след в истории не только Воркутинского музыкально-драматического театра, но и всей Воркуты, Заполярья.
Многие друзья нашего театра знакомы с его творчеством по портретам артистов и других служителей заполярной сцены: эти рисунки мы публикуем на наших информресурсах, они вошли в экспозицию музея ВДТ имени Б. А. Мордвинова и книгу «Соединяя время». К сожалению, художник прожил довольно короткую жизнь — всего 47 лет, однако он оставил нам значительное (как по количеству, так и по качеству, а также исторической ценности) творческое наследие. И, бесспорно, Яков Яковлевич — один из героев прошлого ВДТ имени Б. А. Мордвинова и всей Воркуты.
Яков Яковлевич Вундер родился 28 августа 1919 г. в с. Моор Бельцерского кантона Саратовской области Поволжской автономной республики немцев. В 1934 г. окончил семилетку, а в 1939-м — Московское художественное училище имени 1905 года, после чего работал в театре г. Николаева. В начале войны семья Вундер была вынуждена эвакуироваться в Акмолинскую область Казахстана. Эвакуация в отношении немцев Поволжья стала насильственной мерой: 28 августа 1941 года их автономия была упразднена. Народ, с XVIII века обосновавшийся в Поволжье, был выселен со своей родины, как в те годы часто бывало, за 24 часа. За принадлежность к немецкой национальности людей отправили из Черноземья в голые, малообитаемые казахстанские степи… Всё трудоспособное население мобилизовали в трудармию, и обустраиваться на новых местах предстояло старикам и детям.
22-летний Яков также был мобилизован в трудармию, в 1941–1942 гг. он работал художником в клубе строителей города Атвассар Акмолинской области. Одной из его задач было распространение среди жителей тыла наглядной агитации. Приходилось создавать и портреты вождей. Кому-то из недоброжелателей молодого художника показалось, что на портрете Сталина его работы в складках рукава кителя вождя нарисована свастика. Так, по доносу, в ноябре 1942 года молодой художник-трудармеец был арестован и осужден ОСО по ст. 58-10, 11 (контрреволюционная группировка) к 10 годам ИТЛ. И из казахстанской ссылки попал в заполярную: местом отбывания наказания определили Воркуту.
Сюда он прибыл в январе 1944 г. из Свердловска. Сначала трудился на общих работах — в основном, на Первом кирпичном заводе. Сотоварищ Якова по заключению на этом заводе Фридрих Гаун вспоминал, что от гибели Вундера спасло умелое владение пером и кистью. В культурно-воспитательной части Яков писал лозунги и рисовал плакаты, призывающие томящихся здесь и выбившихся из сил немцев, венгров, чехов и поляков перекрывать суточные нормы. По окончании войны, в 1946 г., Вундера определили в музыкально-драматический театр «Воркутстроя». Продолжая отбывать лагерный срок, Я. Вундер стал выполнять функции художника-декоратора.
В театре Яков познакомился со своей будущей женой — танцовщицей Марией Барановской. Мария Георгиевна Вундер вспоминала, что, когда она 17-летней девушкой пришла в театр, «первым встречным» для неё оказался художник Вундер. В Воркуту она приехала из Абези, где также был лагерный театр (именно там с 15 августа по 15 сентября 1945 г. гастролировали наши артисты, пока под руководством архитектора Всеволода Лунёва шла реконструкция здания воркутинского театра). Там, в Абези, Мария впервые и попробовала свои танцевальные возможности.
Яков и Мария подружились во время работы над оперой «Евгений Онегин» в 1948-м. О взаимоотношениях заключенного Вундера и вольнонаемной Барановской (что было строго запрещено) вскоре стало известно лагерному начальству, и за них последовало наказание. Якова перевели на общие работы, позже — на 40-ю шахту. Да и над Марией зависла угроза пятилетнего срока «за связь с заключенным». Ей пришлось уехать в Казахстан к родным Якова, где в апреле 1949 года родилась дочь Татьяна — названная в честь героини, воспетой в опере Чайковского, которая и сблизила её родителей. Семья смогла воссоединиться лишь после освобождения Якова Яковлевича.
Галина Трухина о нём пишет: «Жизнь художника в Воркуте в начале 50-х годов отражена в воспоминаниях бывшего заключенного Олега Боровского. «Клуб рос прямо со сказочной быстротой. Это было длинное здание с залом на 300 мест, с большой сценой и оркестровой ямой, были артистические уборные, комната художника, в которой после окончания стройки работал художник Яша Вундер, без конца писал маслом по квадратам «Мишки в лесу» и «Трех богатырей», все его работы уходили на квартиры лагерного начальства. Некоторые сердобольные жены начальников за его труды подбрасывали Яше и «копеечку». Жена художника позже рассказывала, что копий знаменитых авторов в то время Вундер сделал «два вагона», уставал так, что кисти падали из рук. Все заработанное в зоне он находил возможность переслать родным в Казахстан».
Срок заключения у Якова завершился в 1952 г. Однако, несмотря на все сделанное для театра, после освобождения его работать туда не приняли из-за судимости. Ему вообще было очень сложно трудоустроиться: не взяли даже сторожем на шахту «Северная». Однако старые связи и профессионализм Вундера помогли ему вернуться в театр в 1953-м. Здесь он выполнял обязанности художника, художника-постановщика и заведующего постановочной частью.
Освободившись сам, Вундер «рыскал по лагерям, разыскивая еще не освободившихся художников, опьяненный свободой и верой в будущее…». Когда те выходили на свободу, Яков Яковлевич давал им первый приют в своей каморке. В 1955 г. вокруг него объединилась группа выживших в лагерях единомышленников. «Это был вольный клуб художников, любивших поболтать об искусстве и всем вместе, дружно, по совести, хорошо поработать над «халтурой» и разделить заработанные поровну, — вспоминал художник Константин Иванов, также бывший заключённый. — Мы все нуждались в душевной теплоте ближнего, в этом смысле Яков Яковлевич был для всех нас ярким примером человека-благодетеля, честного, энергичного, предприимчивого организатора».
В фойе театра, где работал Вундер, вскоре стали выставляться этюды, рисунки, небольшие полотна на местную тематику. Осенью 1955 года вызрела первая в Воркуте художественная выставка, официально регламентированная отделом культуры. Энергичность и обаяние Якова Яковлевича объединили вокруг него выживших и освободившихся из лагерей, часто недоучившихся художников. В этом «клубе» единомышленников говорили об искусстве, дружно и творчески работали, помогали ещё не освободившимся товарищам.
В том же 1955-м Яков Яковлевич перешел работать в Воркутинскую геофизическую экспедицию в качестве художника-фотографа в геологических экспедициях. Итогом его «творческо-геологических» командировок стала большая часть художественного наследия. «Он писал тундру, Карское море, Югорский шар, Уральские горы, Вашуткины озера, будни и быт геологов. С этюдником и фотоаппаратом, пешком, на лошадях, вертолете объехал множество уголков Севера. По его работам этого периода можно изучать географию и топонимику края. В эти годы Вундер основательно увлекся фотографией. А приобщил его к этому делу и дал первые уроки Алексей Яковлевич Каплер, известный кинорежиссер, попавший в Воркуту за повышенное внимание к дочери Сталина Светлане».
Из статьи Г. Трухиной: «Все последующие годы Вундер активно выставлялся в городе и республике. А в 1962 году добился официального признания объединения воркутинских художников в Коми отделении Союза художников РСФСР. Именно он одним из первых в городе ратовал и за создание краеведческого музея… Был он причастен и к первым спектаклям Воркутинского театра кукол. Первую в городе изостудию, организованную при содействии Якова Яковлевича, вел его друг Константин Иванов, а фотокружок на базе дворца культуры шахтеров — сам Вундер. Жадность к жизни, фантастическая работоспособность, недюжинные организаторские способности и предприимчивость позволяют назвать этого человека определяющей фигурой художественной жизни Воркуты второй половины 50-х — 60-х годов».
В середине 1960-х Яков Яковлевич стал планировать свой переезд в Москву, но сбыться этому было не суждено: в очередной экспедиции 8 сентября 1966 года художник погиб. Его жизнь оборвала трагическая случайность при сплаве по р. Кожим.
Участница той экспедиции Валентина Золотова вспоминала: «Размеренно текущую жизнь партии нарушила цепь трагических событий: потерялся горнорабочий, поломался вездеход. В беготне и волнениях тех дней для меня остался незамеченным приезд командированных в нашу партию геофизиков-радиометристов Б. Потапова из Ухты и Б. Алексеева из Воркуты. Они выполнили проверку радиометрических работ нашей партии и начали готовиться к отъезду домой. К этому времени засобирался домой и Яков Яковлевич. Однако непогода затянулась, вертолеты не летали. Будучи человеком опытным, бывалым, Потапов принял решение сплавляться по Кожиму, тем более что в его экипировке была трехместная лодка. Так, втроем, Потапов, Алексеев и Вундер решили сплавляться. Когда они отплыли, я с группой была на поисках пропавшего рабочего. Вернувшись в лагерь, дали радиограмму в Воркуту и стали ожидать прибытия комиссии. Помню, что в этот день шел густой снег, видимости никакой, поэтому появление вертолета было неожиданностью. Он очень долго кружил над Кожимом, и мы решили, что нас не видно сверху. Но в результате вертолет очень точно приземлился на площадку, и из него вышли А. Г. Домбровский, заместитель главного инженера объединения «Полярноуралгеология» по технике безопасности, и Б. Алексеев. Именно от них мы узнали о крушении лодки, гибели Вундера и Потапова. Причем тело Потапова нашли сразу, а для поисков Якова Яковлевича пришлось организовать в Воркуте отряд, который продолжал поиски тела до наступления холодов. Его обнаружили лишь следующей весной, в льдине, на правом берегу Кожима, неподалеку от железнодорожного моста».
Жена художника вспоминала, что его останки в реке летом 1967 года нашёл пастух оленей. Течение, камни и время изменили тело до неузнаваемости. И лишь татуировка-якорёк на кисти левой руки помогла опознать погибшего. Мария Георгиевна Вундер также запомнила, что в день похорон грянул гром, который она услышала впервые за долгие годы жизни на Севере. Затем хлынул ливень. Казалось, сама природа оплакивала замечательного творца и жизнелюбивого человека…
После гибели художника в 1966 году в Воркуте организовали посмертную выставку его произведений. В неё вошли около 200 живописных и графических работ, был издан каталог. Большую часть картин после закрытия выставки закупил город и передал на хранение в Воркутинский музей.
Хотя большая часть художественного наследия Якова Вундера — в основном, пейзажи Заполярья и Урала, он написал множество портретов служителей Воркутинского музыкально-драматического, затем драматического театра. И для нас сегодня это очень ценно.
НЕКОТОРЫЕ ПУБЛИКАЦИИ О Я. Я. ВУНДЕРЕ
Большая статья в год 90-летия со дня рождения (2009) в газете «Республика» от директора Воркутинского МВЦ Г. Трухиной
На «Культурной карте Республики Коми»
Часть работ художника на kraevidenie.ru
«ещё не так давно в заполярной Воркуте, пожалуй, не было человека, который не знал бы это имя. Слава о талантливом художнике в 50–70-е годы перешагнула границы Коми АССР, авторитет нашего земляка был высок даже в Москве». Яков Яковлевич оставил большой, яркий след в истории не только Воркутинского музыкально-драматического театра, но и всей Воркуты, Заполярья.
Многие друзья нашего театра знакомы с его творчеством по портретам артистов и других служителей заполярной сцены: эти рисунки мы публикуем на наших информресурсах, они вошли в экспозицию музея ВДТ имени Б. А. Мордвинова и книгу «Соединяя время». К сожалению, художник прожил довольно короткую жизнь — всего 47 лет, однако он оставил нам значительное (как по количеству, так и по качеству, а также исторической ценности) творческое наследие. И, бесспорно, Яков Яковлевич — один из героев прошлого ВДТ имени Б. А. Мордвинова и всей Воркуты.
Яков Яковлевич Вундер родился 28 августа 1919 г. в с. Моор Бельцерского кантона Саратовской области Поволжской автономной республики немцев. В 1934 г. окончил семилетку, а в 1939-м — Московское художественное училище имени 1905 года, после чего работал в театре г. Николаева. В начале войны семья Вундер была вынуждена эвакуироваться в Акмолинскую область Казахстана. Эвакуация в отношении немцев Поволжья стала насильственной мерой: 28 августа 1941 года их автономия была упразднена. Народ, с XVIII века обосновавшийся в Поволжье, был выселен со своей родины, как в те годы часто бывало, за 24 часа. За принадлежность к немецкой национальности людей отправили из Черноземья в голые, малообитаемые казахстанские степи… Всё трудоспособное население мобилизовали в трудармию, и обустраиваться на новых местах предстояло старикам и детям.
22-летний Яков также был мобилизован в трудармию, в 1941–1942 гг. он работал художником в клубе строителей города Атвассар Акмолинской области. Одной из его задач было распространение среди жителей тыла наглядной агитации. Приходилось создавать и портреты вождей. Кому-то из недоброжелателей молодого художника показалось, что на портрете Сталина его работы в складках рукава кителя вождя нарисована свастика. Так, по доносу, в ноябре 1942 года молодой художник-трудармеец был арестован и осужден ОСО по ст. 58-10, 11 (контрреволюционная группировка) к 10 годам ИТЛ. И из казахстанской ссылки попал в заполярную: местом отбывания наказания определили Воркуту.
Сюда он прибыл в январе 1944 г. из Свердловска. Сначала трудился на общих работах — в основном, на Первом кирпичном заводе. Сотоварищ Якова по заключению на этом заводе Фридрих Гаун вспоминал, что от гибели Вундера спасло умелое владение пером и кистью. В культурно-воспитательной части Яков писал лозунги и рисовал плакаты, призывающие томящихся здесь и выбившихся из сил немцев, венгров, чехов и поляков перекрывать суточные нормы. По окончании войны, в 1946 г., Вундера определили в музыкально-драматический театр «Воркутстроя». Продолжая отбывать лагерный срок, Я. Вундер стал выполнять функции художника-декоратора.
В театре Яков познакомился со своей будущей женой — танцовщицей Марией Барановской. Мария Георгиевна Вундер вспоминала, что, когда она 17-летней девушкой пришла в театр, «первым встречным» для неё оказался художник Вундер. В Воркуту она приехала из Абези, где также был лагерный театр (именно там с 15 августа по 15 сентября 1945 г. гастролировали наши артисты, пока под руководством архитектора Всеволода Лунёва шла реконструкция здания воркутинского театра). Там, в Абези, Мария впервые и попробовала свои танцевальные возможности.
Яков и Мария подружились во время работы над оперой «Евгений Онегин» в 1948-м. О взаимоотношениях заключенного Вундера и вольнонаемной Барановской (что было строго запрещено) вскоре стало известно лагерному начальству, и за них последовало наказание. Якова перевели на общие работы, позже — на 40-ю шахту. Да и над Марией зависла угроза пятилетнего срока «за связь с заключенным». Ей пришлось уехать в Казахстан к родным Якова, где в апреле 1949 года родилась дочь Татьяна — названная в честь героини, воспетой в опере Чайковского, которая и сблизила её родителей. Семья смогла воссоединиться лишь после освобождения Якова Яковлевича.
Галина Трухина о нём пишет: «Жизнь художника в Воркуте в начале 50-х годов отражена в воспоминаниях бывшего заключенного Олега Боровского. «Клуб рос прямо со сказочной быстротой. Это было длинное здание с залом на 300 мест, с большой сценой и оркестровой ямой, были артистические уборные, комната художника, в которой после окончания стройки работал художник Яша Вундер, без конца писал маслом по квадратам «Мишки в лесу» и «Трех богатырей», все его работы уходили на квартиры лагерного начальства. Некоторые сердобольные жены начальников за его труды подбрасывали Яше и «копеечку». Жена художника позже рассказывала, что копий знаменитых авторов в то время Вундер сделал «два вагона», уставал так, что кисти падали из рук. Все заработанное в зоне он находил возможность переслать родным в Казахстан».
Срок заключения у Якова завершился в 1952 г. Однако, несмотря на все сделанное для театра, после освобождения его работать туда не приняли из-за судимости. Ему вообще было очень сложно трудоустроиться: не взяли даже сторожем на шахту «Северная». Однако старые связи и профессионализм Вундера помогли ему вернуться в театр в 1953-м. Здесь он выполнял обязанности художника, художника-постановщика и заведующего постановочной частью.
Освободившись сам, Вундер «рыскал по лагерям, разыскивая еще не освободившихся художников, опьяненный свободой и верой в будущее…». Когда те выходили на свободу, Яков Яковлевич давал им первый приют в своей каморке. В 1955 г. вокруг него объединилась группа выживших в лагерях единомышленников. «Это был вольный клуб художников, любивших поболтать об искусстве и всем вместе, дружно, по совести, хорошо поработать над «халтурой» и разделить заработанные поровну, — вспоминал художник Константин Иванов, также бывший заключённый. — Мы все нуждались в душевной теплоте ближнего, в этом смысле Яков Яковлевич был для всех нас ярким примером человека-благодетеля, честного, энергичного, предприимчивого организатора».
В фойе театра, где работал Вундер, вскоре стали выставляться этюды, рисунки, небольшие полотна на местную тематику. Осенью 1955 года вызрела первая в Воркуте художественная выставка, официально регламентированная отделом культуры. Энергичность и обаяние Якова Яковлевича объединили вокруг него выживших и освободившихся из лагерей, часто недоучившихся художников. В этом «клубе» единомышленников говорили об искусстве, дружно и творчески работали, помогали ещё не освободившимся товарищам.
В том же 1955-м Яков Яковлевич перешел работать в Воркутинскую геофизическую экспедицию в качестве художника-фотографа в геологических экспедициях. Итогом его «творческо-геологических» командировок стала большая часть художественного наследия. «Он писал тундру, Карское море, Югорский шар, Уральские горы, Вашуткины озера, будни и быт геологов. С этюдником и фотоаппаратом, пешком, на лошадях, вертолете объехал множество уголков Севера. По его работам этого периода можно изучать географию и топонимику края. В эти годы Вундер основательно увлекся фотографией. А приобщил его к этому делу и дал первые уроки Алексей Яковлевич Каплер, известный кинорежиссер, попавший в Воркуту за повышенное внимание к дочери Сталина Светлане».
Из статьи Г. Трухиной: «Все последующие годы Вундер активно выставлялся в городе и республике. А в 1962 году добился официального признания объединения воркутинских художников в Коми отделении Союза художников РСФСР. Именно он одним из первых в городе ратовал и за создание краеведческого музея… Был он причастен и к первым спектаклям Воркутинского театра кукол. Первую в городе изостудию, организованную при содействии Якова Яковлевича, вел его друг Константин Иванов, а фотокружок на базе дворца культуры шахтеров — сам Вундер. Жадность к жизни, фантастическая работоспособность, недюжинные организаторские способности и предприимчивость позволяют назвать этого человека определяющей фигурой художественной жизни Воркуты второй половины 50-х — 60-х годов».
В середине 1960-х Яков Яковлевич стал планировать свой переезд в Москву, но сбыться этому было не суждено: в очередной экспедиции 8 сентября 1966 года художник погиб. Его жизнь оборвала трагическая случайность при сплаве по р. Кожим.
Участница той экспедиции Валентина Золотова вспоминала: «Размеренно текущую жизнь партии нарушила цепь трагических событий: потерялся горнорабочий, поломался вездеход. В беготне и волнениях тех дней для меня остался незамеченным приезд командированных в нашу партию геофизиков-радиометристов Б. Потапова из Ухты и Б. Алексеева из Воркуты. Они выполнили проверку радиометрических работ нашей партии и начали готовиться к отъезду домой. К этому времени засобирался домой и Яков Яковлевич. Однако непогода затянулась, вертолеты не летали. Будучи человеком опытным, бывалым, Потапов принял решение сплавляться по Кожиму, тем более что в его экипировке была трехместная лодка. Так, втроем, Потапов, Алексеев и Вундер решили сплавляться. Когда они отплыли, я с группой была на поисках пропавшего рабочего. Вернувшись в лагерь, дали радиограмму в Воркуту и стали ожидать прибытия комиссии. Помню, что в этот день шел густой снег, видимости никакой, поэтому появление вертолета было неожиданностью. Он очень долго кружил над Кожимом, и мы решили, что нас не видно сверху. Но в результате вертолет очень точно приземлился на площадку, и из него вышли А. Г. Домбровский, заместитель главного инженера объединения «Полярноуралгеология» по технике безопасности, и Б. Алексеев. Именно от них мы узнали о крушении лодки, гибели Вундера и Потапова. Причем тело Потапова нашли сразу, а для поисков Якова Яковлевича пришлось организовать в Воркуте отряд, который продолжал поиски тела до наступления холодов. Его обнаружили лишь следующей весной, в льдине, на правом берегу Кожима, неподалеку от железнодорожного моста».
Жена художника вспоминала, что его останки в реке летом 1967 года нашёл пастух оленей. Течение, камни и время изменили тело до неузнаваемости. И лишь татуировка-якорёк на кисти левой руки помогла опознать погибшего. Мария Георгиевна Вундер также запомнила, что в день похорон грянул гром, который она услышала впервые за долгие годы жизни на Севере. Затем хлынул ливень. Казалось, сама природа оплакивала замечательного творца и жизнелюбивого человека…
После гибели художника в 1966 году в Воркуте организовали посмертную выставку его произведений. В неё вошли около 200 живописных и графических работ, был издан каталог. Большую часть картин после закрытия выставки закупил город и передал на хранение в Воркутинский музей.
Хотя большая часть художественного наследия Якова Вундера — в основном, пейзажи Заполярья и Урала, он написал множество портретов служителей Воркутинского музыкально-драматического, затем драматического театра. И для нас сегодня это очень ценно.
НЕКОТОРЫЕ ПУБЛИКАЦИИ О Я. Я. ВУНДЕРЕ
Большая статья в год 90-летия со дня рождения (2009) в газете «Республика» от директора Воркутинского МВЦ Г. Трухиной
На «Культурной карте Республики Коми»
Часть работ художника на kraevidenie.ru
Я. Я. Вундер «Шахта Капитальная» (МБУК «Воркутинский музейно-выставочный центр»)
«Портрет Якова Яковлевича Вундер» (художник Ермолин Р.Н., МБУК «Воркутинский музейно-выставочный центр»)
Актриса Костина Ф. (Вундер Я.Я., МБУК «Воркутинский музейно-выставочный центр»)
Актриса Рутковская К. (Вундер Я.Я., МБУК «Воркутинский музейно-выставочный центр»)
Актер Харламов Б. (Вундер Я.Я., МБУК «Воркутинский музейно-выставочный центр»)
Актриса Волошина Е. (Вундер Я.Я., МБУК «Воркутинский музейно-выставочный центр»)
Актер Сатеев Н. (Вундер Я.Я., МБУК «Воркутинский музейно-выставочный центр»)