Герои Коми: Алексей Алексеевич Марков
Сегодня в рамках Года героев Коми хочется вспомнить Алексея Алексеевича Маркова (01.01.1907 — 11.02.1973). Он попал в Заполярье как заключенный ГУЛАГа, 10 лет провёл в воркутинских лагерях. И во время заключения, и после него (в общей сложности с 1943 по 1960 гг.) работал в Воркутинском драматическом театре. Оставил в наследство воспоминания о театре и большой фотоархив, благодаря которому нам сегодня много известно о работе учреждения в 1940-50-х годах.
Именно ему принадлежит фраза «Когда я из шахты попал в театр, у меня было такое ощущение, что я из ада попал в рай», которая вошла в пьесу «Сильва. Дойти до премьеры». Спектакль по этой пьесе, поставленный к 80-летию ВДТ имени Б. А. Мордвинова, стал его визитной карточкой и участником нескольких фестивалей, а в июне 2025 г. автор этой пьесы (с ним и сам спектакль) стал лауреатом главной театральной награды страны — «Золотой Маски».
Родился Алексей Алексеевич в Иваново-Вознесенске (ныне Иваново) в семье музыканта и актрисы. В детстве учился музыке, увлекался самодеятельностью, по окончании средней школы на протяжении двух лет учился и работал в театре-студии Пролеткульта. Но профессию выбрал другую: окончил Ивановский геодезический техникум, стал инженером.
В 1930 г. 23-летний Алексей переехал в Ленинград. Работал в Ленинградском отделе коммунального хозяйства, Ленинградском отделении треста «Гидроэлектрострой», Управлении дворцами и парками Ленинградского Совета, затем — киноинженером на ВСХВ, был техническим руководителем отдела «Светоизвестия» ТАСС.
В 1943 году был репрессирован, 10 лет находился в Воркутинских лагерях, был освобожден в 1953 году. Весь срок отдал театру: работал артистом в музыкальных и драматических спектаклях, артистом оркестра, помощником режиссёра, инженером, заведовал электроцехом.
Как мы знаем, при Б. А. Мордвинове в труппе театра насчитывалось более 150 человек, и заключенные в ней составляли 80-90%. Театральная комиссия, ездившая по лагерям в поисках людей, пригодных для работы в театре, продолжала свой отбор. Комиссию эту возглавляла замдиректора Эсфирь Абрамовна Айнгорн, приехавшая к освободившемуся мужу. Так, с тяжелых подземных работ в шахте № 8 в театр попал Алексей Марков.
Впоследствии он напишет: «В детстве я учился играть на скрипке, пел в хоре, увлекался самодеятельностью… Мог ли я предположить, что мое детское приобщение к искусству спасет меня в годину испытаний… Экзамен я сдал с легкостью, у меня был баритон, ноты читал с листа… Когда я из шахты попал в театр, у меня было такое ощущение, что я из ада попал в рай. Обстановка в театре была теплая, дружественная. И хотя нам приходилось работать по 18 часов в сутки, мы не унывали. Нами двигала любовь к театру, мы были исполнены энтузиазма. Борис Аркадьевич Мордвинов сделал из меня артиста оперетты… наш замечательный скрипач Миша Носырев обучил игре на контрабасе…».
Ещё шесть лет после освобождения, до самого отъезда из Воркуты (с 1953 до конца 1959 г.) А. Марков проработал в театре. Примечательно, что, когда в ночь с 7 на 8 июня 1958 года здание театра сгорело, Алексей Алексеевич был зав.электоцехом и очень переживал, что пожар мог случиться из-за неисправной проводки — тогда бы он неминуемо снова сел. Из его воспоминаний: «Я занимал должность заведующего электроосветительной частью и иногда был занят в пьесах. В 1957 г. случилось несчастье: театр сгорел дотла. Прекрасное белое здание театра, построенное архитектором Луневым , погибло. Я находился в чрезвычайном волнении. Как заведующий электрическим хозяйством я мог получить новый срок. Но комиссия установила причину пожара — непогашенный окурок в урне». Подробно о том пожаре рассказали наши коллеги из Центральной городской библиотеки им. А. С. Пушкина. В их же исследовании точно установлено, что пожар был всё-таки в 1958-м.
В 1959 году А. А. Марков был реабилитирован Верховным Судом СССР, в 1960 г. полностью реабилитирована и его супруга Елена Владимировна. С 1960 года супруги Марковы с дочерью Инной жили в Москве.
После переезда в Москву Алексей Алексеевич работал в театре-студии «Современник», конторе «Росторгреклама», Комбинате художественного оформителем работ, на декоративно-оформительском комбинате. Он прожил всего 66 лет и ушел из жизни в 1973 году — через 20 лет после своего освобождения. Но собрал большой фотоархив о 16-ти годах своей работы в театре, оставил воспоминания.
Ещё больше воспоминаний и даже книг о Воркуте, Воркутинском театре оставила его супруга — Елена Владимировна Маркова, в девичестве Иванова. Она была каторжанкой Воркутлага и провела в тяжелейших условиях заключения свои «золотые» годы от 20 до 30 лет. В 1944 г. была приговорена к 15-ти годам каторжных работ, в 1951 г. военная коллегия Верховного суда снизила срок наказания до 10 лет. В ноябре 1953 года освобождена по отбытии срока наказания (с зачётом рабочих дней). Но ещё с 1953 до 1960 гг. жила в Воркуте. В те годы часто бывала в театре, вышла замуж за солагерника и сотрудника театра А. А. Маркова, окончила Всесоюзный заочный политехнический институт — ей было запрещено покидать пределы Воркуты, и это была едва ли не единственная возможность для неё получить высшее образование.
В 1960 г. была полностью реабилитирована, и с этого времени семья Марковых жила в Москве. Там в1961–1981 гг. Елена Владимировна работала в Научном совете по кибернетике АН СССР. Стала кандидатом (1965) и доктором (1971) технических наук (1971), в 1982–1992 гг. была научным сотрудником НИИ автоматизации в непромышленной сфере, затем главным специалистом Российского центра сертификации Госстандарта. Опубликовала 15 научных монографий и стала автором целого ряда мемуарных сочинений о лагерной действительности.
Елена Владимировна прожила ровно 100 лет. Ее не стало в мае 2023 года. Последние пять лет её жизни театр с ней дружил и постоянно был на связи, мы поздравляли её с праздниками. Именно во многом благодаря этой удивительной женщине наш театр обрёл имя своего основателя Б. А. Мордвинова, в его жизни произошли другие важные события.
Мы благодарны деятелям прошлого Воркутинского музыкально-драматического и потом драматического театра: благодаря им он стал таким, каким стал. Мы бережно сохраняем память о них и называем подлинными героями. В их числе — Алексей Алексеевич и Елена Владимировна Марковы.
Именно ему принадлежит фраза «Когда я из шахты попал в театр, у меня было такое ощущение, что я из ада попал в рай», которая вошла в пьесу «Сильва. Дойти до премьеры». Спектакль по этой пьесе, поставленный к 80-летию ВДТ имени Б. А. Мордвинова, стал его визитной карточкой и участником нескольких фестивалей, а в июне 2025 г. автор этой пьесы (с ним и сам спектакль) стал лауреатом главной театральной награды страны — «Золотой Маски».
Родился Алексей Алексеевич в Иваново-Вознесенске (ныне Иваново) в семье музыканта и актрисы. В детстве учился музыке, увлекался самодеятельностью, по окончании средней школы на протяжении двух лет учился и работал в театре-студии Пролеткульта. Но профессию выбрал другую: окончил Ивановский геодезический техникум, стал инженером.
В 1930 г. 23-летний Алексей переехал в Ленинград. Работал в Ленинградском отделе коммунального хозяйства, Ленинградском отделении треста «Гидроэлектрострой», Управлении дворцами и парками Ленинградского Совета, затем — киноинженером на ВСХВ, был техническим руководителем отдела «Светоизвестия» ТАСС.
В 1943 году был репрессирован, 10 лет находился в Воркутинских лагерях, был освобожден в 1953 году. Весь срок отдал театру: работал артистом в музыкальных и драматических спектаклях, артистом оркестра, помощником режиссёра, инженером, заведовал электроцехом.
Как мы знаем, при Б. А. Мордвинове в труппе театра насчитывалось более 150 человек, и заключенные в ней составляли 80-90%. Театральная комиссия, ездившая по лагерям в поисках людей, пригодных для работы в театре, продолжала свой отбор. Комиссию эту возглавляла замдиректора Эсфирь Абрамовна Айнгорн, приехавшая к освободившемуся мужу. Так, с тяжелых подземных работ в шахте № 8 в театр попал Алексей Марков.
Впоследствии он напишет: «В детстве я учился играть на скрипке, пел в хоре, увлекался самодеятельностью… Мог ли я предположить, что мое детское приобщение к искусству спасет меня в годину испытаний… Экзамен я сдал с легкостью, у меня был баритон, ноты читал с листа… Когда я из шахты попал в театр, у меня было такое ощущение, что я из ада попал в рай. Обстановка в театре была теплая, дружественная. И хотя нам приходилось работать по 18 часов в сутки, мы не унывали. Нами двигала любовь к театру, мы были исполнены энтузиазма. Борис Аркадьевич Мордвинов сделал из меня артиста оперетты… наш замечательный скрипач Миша Носырев обучил игре на контрабасе…».
Ещё шесть лет после освобождения, до самого отъезда из Воркуты (с 1953 до конца 1959 г.) А. Марков проработал в театре. Примечательно, что, когда в ночь с 7 на 8 июня 1958 года здание театра сгорело, Алексей Алексеевич был зав.электоцехом и очень переживал, что пожар мог случиться из-за неисправной проводки — тогда бы он неминуемо снова сел. Из его воспоминаний: «Я занимал должность заведующего электроосветительной частью и иногда был занят в пьесах. В 1957 г. случилось несчастье: театр сгорел дотла. Прекрасное белое здание театра, построенное архитектором Луневым , погибло. Я находился в чрезвычайном волнении. Как заведующий электрическим хозяйством я мог получить новый срок. Но комиссия установила причину пожара — непогашенный окурок в урне». Подробно о том пожаре рассказали наши коллеги из Центральной городской библиотеки им. А. С. Пушкина. В их же исследовании точно установлено, что пожар был всё-таки в 1958-м.
В 1959 году А. А. Марков был реабилитирован Верховным Судом СССР, в 1960 г. полностью реабилитирована и его супруга Елена Владимировна. С 1960 года супруги Марковы с дочерью Инной жили в Москве.
После переезда в Москву Алексей Алексеевич работал в театре-студии «Современник», конторе «Росторгреклама», Комбинате художественного оформителем работ, на декоративно-оформительском комбинате. Он прожил всего 66 лет и ушел из жизни в 1973 году — через 20 лет после своего освобождения. Но собрал большой фотоархив о 16-ти годах своей работы в театре, оставил воспоминания.
Ещё больше воспоминаний и даже книг о Воркуте, Воркутинском театре оставила его супруга — Елена Владимировна Маркова, в девичестве Иванова. Она была каторжанкой Воркутлага и провела в тяжелейших условиях заключения свои «золотые» годы от 20 до 30 лет. В 1944 г. была приговорена к 15-ти годам каторжных работ, в 1951 г. военная коллегия Верховного суда снизила срок наказания до 10 лет. В ноябре 1953 года освобождена по отбытии срока наказания (с зачётом рабочих дней). Но ещё с 1953 до 1960 гг. жила в Воркуте. В те годы часто бывала в театре, вышла замуж за солагерника и сотрудника театра А. А. Маркова, окончила Всесоюзный заочный политехнический институт — ей было запрещено покидать пределы Воркуты, и это была едва ли не единственная возможность для неё получить высшее образование.
В 1960 г. была полностью реабилитирована, и с этого времени семья Марковых жила в Москве. Там в1961–1981 гг. Елена Владимировна работала в Научном совете по кибернетике АН СССР. Стала кандидатом (1965) и доктором (1971) технических наук (1971), в 1982–1992 гг. была научным сотрудником НИИ автоматизации в непромышленной сфере, затем главным специалистом Российского центра сертификации Госстандарта. Опубликовала 15 научных монографий и стала автором целого ряда мемуарных сочинений о лагерной действительности.
Елена Владимировна прожила ровно 100 лет. Ее не стало в мае 2023 года. Последние пять лет её жизни театр с ней дружил и постоянно был на связи, мы поздравляли её с праздниками. Именно во многом благодаря этой удивительной женщине наш театр обрёл имя своего основателя Б. А. Мордвинова, в его жизни произошли другие важные события.
Мы благодарны деятелям прошлого Воркутинского музыкально-драматического и потом драматического театра: благодаря им он стал таким, каким стал. Мы бережно сохраняем память о них и называем подлинными героями. В их числе — Алексей Алексеевич и Елена Владимировна Марковы.
«Сильва». Справа — А. Марков (Ронсдорф), слева — А. Голуб.