Сегодня Елене Владимировне Марковой исполнилось бы 102 года
Эта необыкновенная женщина потрясающей судьбы была связана с нашим театром и городом в 1940–50-е годы. С театром в большей степени — в 1950-е, потому что сюда она впервые пришла в 1953-м после освобождения. Тут уже познакомилась со своим будущем мужем, артистом ВДТ Алексеем Марковым. Затем были десятилетия жизни на расстоянии физическом и информационном, но в 1990-е она начала активно заниматься воспоминаниями о Воркутлаге — писала статьи, книги, в том числе на основе театрального архива супруга, скончавшегося в 1973 г.
А в 2018-м случилось её близкое знакомство с театром нынешним и людьми, работающими в нём. Елена Владимировна стала нашим большим другом, проживающим в Москве, но будто незримо являющимся частью коллектива Воркутинского драматического театра. И живой связующей нитью между эпохой появления, становления учреждения и днём сегодняшним.
24 апреля 2023 года мы имели счастье поздравить Елену Владимировну со столетием. А 10 мая того же года со скорбью в сердце сообщили о её уходе из жизни…
В конце прошлого года в Москве вышла очередная книга Е. В. Марковой — «В несчастье верная жена… Декабристки ХХ века». Небольшая по размеру, но очень ёмкая по содержанию, книга в серии Музея истории ГУЛАГа представила собой воспоминания Елены Владимировны о людях и судьбах. 7 декабря издание было впервые представлено на выставке Non/fiction в Гостином дворе. Все привезённые для выставки экземпляры сразу были проданы.
А в 2018-м случилось её близкое знакомство с театром нынешним и людьми, работающими в нём. Елена Владимировна стала нашим большим другом, проживающим в Москве, но будто незримо являющимся частью коллектива Воркутинского драматического театра. И живой связующей нитью между эпохой появления, становления учреждения и днём сегодняшним.
24 апреля 2023 года мы имели счастье поздравить Елену Владимировну со столетием. А 10 мая того же года со скорбью в сердце сообщили о её уходе из жизни…
В конце прошлого года в Москве вышла очередная книга Е. В. Марковой — «В несчастье верная жена… Декабристки ХХ века». Небольшая по размеру, но очень ёмкая по содержанию, книга в серии Музея истории ГУЛАГа представила собой воспоминания Елены Владимировны о людях и судьбах. 7 декабря издание было впервые представлено на выставке Non/fiction в Гостином дворе. Все привезённые для выставки экземпляры сразу были проданы.
Если говорить о том, что в ней можно прочитать о представителях нашего театра, то на этих страницах нашлось место историям-воспоминаниям о таких деятелях, как многолетний исполняющий обязанности директора театра Эсфирь Абрамовна Айнгорн, певица и супруга дирижёра Анна Павловна Выгорская, актриса Корнелия Николаевна Рутковская, балерина Наталья Владимировна Попова, артистка театра «Ромэн» Александра Константиновна Павлова-Федянина. Упомянуты многие другие сотрудники театра. Есть там и несколько отдельных глав из не дошедшей до издания книги Елены Владимировны: «Канкан на вечной мерзлоте — разве это не фантастика?» (воспоминания её мужа А. А. Маркова), «Владимир Микошо — композитор и дирижер с клеймом „изменника родины“», «С первого взгляда и на всю жизнь» (о жизни, работе театра в 1950-х годах) и других.
В книге очень много фотографий — и самой Елены Владимировны, и ее мужа, друзей, героев и героинь книги. А открывает издание иллюстрация — схема развития г. Воркуты с 1941 по 1965 год, на обложке — фото Елены Марковой в Воркуте в 1955-м. В том году она была освобождена от ссылки со снятием судимости (реабилитируют её лишь в 1960-м).
В книге очень много фотографий — и самой Елены Владимировны, и ее мужа, друзей, героев и героинь книги. А открывает издание иллюстрация — схема развития г. Воркуты с 1941 по 1965 год, на обложке — фото Елены Марковой в Воркуте в 1955-м. В том году она была освобождена от ссылки со снятием судимости (реабилитируют её лишь в 1960-м).
Как нам рассказала внучка Б. А. Мордвинова, Надежда Михайловна, ей выпала честь написать послесловие к этой книге. Это очень проникновенный текст, куда вложена большая часть души автора… Мы столько раз писали о Елене Владимировне, что сегодня хочется передать слово Надежде Михайловне.
Ныне у нас проходит Год героев Коми. Знакомясь с судьбой Елены Владимировны Марковой, понимаешь, что эта женщина — одна из тех, кто более чем заслуживает это высокое определение. Н. М. Мордвинова говорит о ней так: «…если меня попросят рассказать в двух словах о Елене Владимировне, я скажу ещё короче, одним словом: она ГЕРОЙ. Можно и в двух с вариациями — ГЕРОЙ ВОЙНЫ, ГЕРОЙ ОТЕЧЕСТВА, ГЕРОЙ ХХ ВЕКА. И чуть более подробно, для тех, кто прислушается: ГЕРОЙ непризнанный, оклеветанный, поруганный, милостиво прощённый и забытый».
С любезного разрешения Н. М. Мордвиновой и издателя книги публикуем данное послесловие полностью. Читайте в статье.
***
«Говорить без скрытых слов о судьбе острожной…»
Надежда Мордвинова вспоминает о Елене Владимировне Марковой
20 апреля 2018 года произошла одна незабываемая историческая встреча. В московской квартире Марковых невероятным образом собрались: Елена Владимировна Маркова — бывшая каторжанка Воркутлага и супруга заключенного артиста Воркутинского музыкально-драматического театра Алексея Алексеевича Маркова, Елена Александровна Пекарь — директор Воркутинского драматического театра и председатель СТД Республики Коми и я — внучка бывшего заключенного Воркутлага, первого художественного руководителя и главного режиссера Воркутинского музыкально-драматического театра Бориса Аркадьевича Мордвинова. Встреча состоялась в юбилейный год 75-летия Воркутинского музыкально-драматического театра и 95-летия Елены Владимировны.
Ныне у нас проходит Год героев Коми. Знакомясь с судьбой Елены Владимировны Марковой, понимаешь, что эта женщина — одна из тех, кто более чем заслуживает это высокое определение. Н. М. Мордвинова говорит о ней так: «…если меня попросят рассказать в двух словах о Елене Владимировне, я скажу ещё короче, одним словом: она ГЕРОЙ. Можно и в двух с вариациями — ГЕРОЙ ВОЙНЫ, ГЕРОЙ ОТЕЧЕСТВА, ГЕРОЙ ХХ ВЕКА. И чуть более подробно, для тех, кто прислушается: ГЕРОЙ непризнанный, оклеветанный, поруганный, милостиво прощённый и забытый».
С любезного разрешения Н. М. Мордвиновой и издателя книги публикуем данное послесловие полностью. Читайте в статье.
***
«Говорить без скрытых слов о судьбе острожной…»
Надежда Мордвинова вспоминает о Елене Владимировне Марковой
20 апреля 2018 года произошла одна незабываемая историческая встреча. В московской квартире Марковых невероятным образом собрались: Елена Владимировна Маркова — бывшая каторжанка Воркутлага и супруга заключенного артиста Воркутинского музыкально-драматического театра Алексея Алексеевича Маркова, Елена Александровна Пекарь — директор Воркутинского драматического театра и председатель СТД Республики Коми и я — внучка бывшего заключенного Воркутлага, первого художественного руководителя и главного режиссера Воркутинского музыкально-драматического театра Бориса Аркадьевича Мордвинова. Встреча состоялась в юбилейный год 75-летия Воркутинского музыкально-драматического театра и 95-летия Елены Владимировны.
На этой встрече именно Елена Владимировна, отметив ее «фантастичность» и значимость, предложила четкий план мероприятий по поводу юбилея театра, разделив нашу деятельность и ответственность на три части. Этот план был записан под ее диктовку: Е. А. Пекарь — торжества в Воркуте, Н. М. Мордвинова — ГЦТМ им. Бахрушина, Е. В. Маркова — подготовка и систематизация архивов А. А. Маркова и собственных воспоминаний.
В то время генеральным директором Бахрушинского музея был Дмитрий Викторович Родионов, который не просто поддержал наше начинание, а предложил сделать масштабную выставку, посвященную юбилею театра, а мне стать ее куратором. Так как все планы выставок 2018 года были уже утверждены, было принято решение провести нашу выставку в начале 2019 года.
С этого момента для всех нас началась новая веха жизни, наполненная событиями, волнениями, архивными открытиями, находками и знакомствами. Для Елены Владимировны, как она сама говорила, это было время, продлившее ее жизнь, как будто она была такая долгая, в том числе, и для того, чтобы успеть передать знания о той эпохе нам — следующим поколениям. Какой радостью наполнялась она от моих сообщений о телефонных разговорах и переписке с теми, кто работал в театре (Маргаритой Артуровной Лавровой, Ариадной Артуровной Тугановой, Ниной Сергеевной Алиевой-Ростиславиной), о найденных потомках заключенных артистов и художников (дочерях Петра Эмильевича Бенделя и Адама Адамовича Шмидта, сыне Михаила Иосифовича Носырева). Невозможно было без слез слушать ее первый разговор по телефону с Михаилом Носыревым-младшим. Она рассказывала ему о его молодом отце, с которым работал в театре и дружил А. А. Марков, а после освобождения и сама Елена Владимировна. Голоса отца и сына оказались очень похожи, и Елене Владимировне казалось, будто она говорит с тем Мишей. Каждая наша находка в архивах, будь то текст, дата или фотография, вызывала у Елены Владимировны подлинное ликование.
Для выявления всех лиц, причастных к Воркутинскому музыкально-драматическому театру, мы с Еленой Владимировной тщательно изучали архив А. А. Маркова, часть которого она передала в Национальный музей Республики Коми, Музей истории ГУЛАГа, Сахаровский центр и Мемориал. Пользуясь ее «явками и паролями», я смогла получить копии необходимых документов и фотографий. Также благодаря Елене Владимировне мне удалось начать очень важную переписку с Анатолием Александровичем Поповым — одним из основателей Воркутинского Мемориала.
Осенью 2018 года мы с моим мужем, Дмитрием Анатольевичем Журовым, поехали в Воркуту для сбора материалов к выставке. «Как бы я хотела поехать с вами! Поклонитесь от меня Воркуте!» — были напутственные слова каторжанки Е-105.
Открытие выставки «Сверхзадача — выжить! К 75-летию Воркутинского музыкально-драматического театра» в Бахрушинском музее состоялось 19 января 2019 года. К сожалению, по состоянию здоровья Елена Владимировна не смогла быть на вернисаже. Но ее присутствие незримо чувствовалось во всем. В своем приветствии Елена Владимировна написала: «Выставка „Сверхзадача — выжить“ в Музее имени Бахрушина — это перекличка сквозь время. Давайте услышим, давайте вспомним и не забудем!». В основу концепции выставки были положены слова Алексея Маркова, вспоминавшего, что, когда он из шахты был переведен в театр, было ощущение, что он попал из ада в рай.
Результаты выставки превзошли все наши самые смелые ожидания. Выставка имела большой общественный резонанс. Последовали радиопередачи, интервью, нашлись и встретились потомки артистов — Е. Н. Затогловой, Е. Л. Маевской. Удалось отыскать и начать переписку с дочерью ссыльного архитектора Воркутинского театра Всеволода Николаевича Лунёва. Самым же главным итогом было то, что выставка стала передвижной. В конце 2019 года мы побывали в Сыктывкаре и Воркуте, а в июне 2021 года в Санкт-Петербурге. Во всех городах выставку посетило большое количество неравнодушных людей, она вызвала живой интерес, везде прошли интересные встречи и экскурсии, на которых мы рассказывали и о судьбе Елены Владимировны Марковой, ее роли в организации выставки и сохранении памяти жертв советских репрессий.
После выставки в Воркуте я навестила Елену Владимировну с подробным рассказом обо всем, что было. Выслушав меня, она по-научному строго сказала: «Чтобы от всей этой очень успешной деятельности остался след, вы должны написать монографию».
План книги соответствовал всем этапам подготовки выставки. Так как я во время обучения в вузе тоже увлекалась кибернетикой и методами планирования эксперимента, мы решили с Еленой Владимировной подойти к структуре театра заключенных с этих научных позиций. Был создан так называемый граф, позволяющий наглядно представить состав театра, установить взаимосвязь между контингентами заключенных и вольнонаемных артистов, а также представителями лагерного начальства. Было очень интересно и радостно наблюдать, как оживленно включалась Елена Владимировна в профессиональные вопросы, и это подчас отвлекало ее от приступов очень сильной боли в спине, которую она испытывала все последние годы жизни.
Выход книги в свет был нашим общим праздником. Её презентация прошла во время открытия выставки в Санкт-Петербурге 1 июня 2021 года. Есть в ней и глава, полностью посвященная Елене Владимировне. Эпиграфом к книге «Сверхзадача — помнить. История одной выставки» стало стихотворение Елены Владимировны, тогда еще Ивановой, написанное в Воркуте на каторге, на шахте № 9 в 1944 году.
В то время генеральным директором Бахрушинского музея был Дмитрий Викторович Родионов, который не просто поддержал наше начинание, а предложил сделать масштабную выставку, посвященную юбилею театра, а мне стать ее куратором. Так как все планы выставок 2018 года были уже утверждены, было принято решение провести нашу выставку в начале 2019 года.
С этого момента для всех нас началась новая веха жизни, наполненная событиями, волнениями, архивными открытиями, находками и знакомствами. Для Елены Владимировны, как она сама говорила, это было время, продлившее ее жизнь, как будто она была такая долгая, в том числе, и для того, чтобы успеть передать знания о той эпохе нам — следующим поколениям. Какой радостью наполнялась она от моих сообщений о телефонных разговорах и переписке с теми, кто работал в театре (Маргаритой Артуровной Лавровой, Ариадной Артуровной Тугановой, Ниной Сергеевной Алиевой-Ростиславиной), о найденных потомках заключенных артистов и художников (дочерях Петра Эмильевича Бенделя и Адама Адамовича Шмидта, сыне Михаила Иосифовича Носырева). Невозможно было без слез слушать ее первый разговор по телефону с Михаилом Носыревым-младшим. Она рассказывала ему о его молодом отце, с которым работал в театре и дружил А. А. Марков, а после освобождения и сама Елена Владимировна. Голоса отца и сына оказались очень похожи, и Елене Владимировне казалось, будто она говорит с тем Мишей. Каждая наша находка в архивах, будь то текст, дата или фотография, вызывала у Елены Владимировны подлинное ликование.
Для выявления всех лиц, причастных к Воркутинскому музыкально-драматическому театру, мы с Еленой Владимировной тщательно изучали архив А. А. Маркова, часть которого она передала в Национальный музей Республики Коми, Музей истории ГУЛАГа, Сахаровский центр и Мемориал. Пользуясь ее «явками и паролями», я смогла получить копии необходимых документов и фотографий. Также благодаря Елене Владимировне мне удалось начать очень важную переписку с Анатолием Александровичем Поповым — одним из основателей Воркутинского Мемориала.
Осенью 2018 года мы с моим мужем, Дмитрием Анатольевичем Журовым, поехали в Воркуту для сбора материалов к выставке. «Как бы я хотела поехать с вами! Поклонитесь от меня Воркуте!» — были напутственные слова каторжанки Е-105.
Открытие выставки «Сверхзадача — выжить! К 75-летию Воркутинского музыкально-драматического театра» в Бахрушинском музее состоялось 19 января 2019 года. К сожалению, по состоянию здоровья Елена Владимировна не смогла быть на вернисаже. Но ее присутствие незримо чувствовалось во всем. В своем приветствии Елена Владимировна написала: «Выставка „Сверхзадача — выжить“ в Музее имени Бахрушина — это перекличка сквозь время. Давайте услышим, давайте вспомним и не забудем!». В основу концепции выставки были положены слова Алексея Маркова, вспоминавшего, что, когда он из шахты был переведен в театр, было ощущение, что он попал из ада в рай.
Результаты выставки превзошли все наши самые смелые ожидания. Выставка имела большой общественный резонанс. Последовали радиопередачи, интервью, нашлись и встретились потомки артистов — Е. Н. Затогловой, Е. Л. Маевской. Удалось отыскать и начать переписку с дочерью ссыльного архитектора Воркутинского театра Всеволода Николаевича Лунёва. Самым же главным итогом было то, что выставка стала передвижной. В конце 2019 года мы побывали в Сыктывкаре и Воркуте, а в июне 2021 года в Санкт-Петербурге. Во всех городах выставку посетило большое количество неравнодушных людей, она вызвала живой интерес, везде прошли интересные встречи и экскурсии, на которых мы рассказывали и о судьбе Елены Владимировны Марковой, ее роли в организации выставки и сохранении памяти жертв советских репрессий.
После выставки в Воркуте я навестила Елену Владимировну с подробным рассказом обо всем, что было. Выслушав меня, она по-научному строго сказала: «Чтобы от всей этой очень успешной деятельности остался след, вы должны написать монографию».
План книги соответствовал всем этапам подготовки выставки. Так как я во время обучения в вузе тоже увлекалась кибернетикой и методами планирования эксперимента, мы решили с Еленой Владимировной подойти к структуре театра заключенных с этих научных позиций. Был создан так называемый граф, позволяющий наглядно представить состав театра, установить взаимосвязь между контингентами заключенных и вольнонаемных артистов, а также представителями лагерного начальства. Было очень интересно и радостно наблюдать, как оживленно включалась Елена Владимировна в профессиональные вопросы, и это подчас отвлекало ее от приступов очень сильной боли в спине, которую она испытывала все последние годы жизни.
Выход книги в свет был нашим общим праздником. Её презентация прошла во время открытия выставки в Санкт-Петербурге 1 июня 2021 года. Есть в ней и глава, полностью посвященная Елене Владимировне. Эпиграфом к книге «Сверхзадача — помнить. История одной выставки» стало стихотворение Елены Владимировны, тогда еще Ивановой, написанное в Воркуте на каторге, на шахте № 9 в 1944 году.
Лагерные стихи
Без бумаги и чернил
Мы стихи напишем,
И наш скорбный тайный мир
Оживет, задышит
И дойдёт до тех времен,
Когда станет можно
Говорить без скрытых слов
О судьбе острожной!
В ковидный 2020 год шествие Бессмертного полка было виртуальным. Мне не составило особого труда зарегистрировать Елену Владимировну на сайте, там не требовалось никаких справок. В означенный день и час, согласно уведомлению, на экране появилась фотография Елены Владимировны — молодой, красивой, двигающейся в строю с ребятами-фронтовиками, похожими на тех, спасённых ею в Красноармейске в 1943. Так уж получилось, что рядом с ней двигалась и фотография моего отца, старшего лейтенанта Михаила Мордвинова. Тогда же в день ее рождения на интернет-конференцию собрались друзья и почитатели, в том числе сотрудники музеев из Сыктывкара, Воркуты и Москвы. С поздравлением выступила и чешская писательница Моника Згустова, бравшая интервью у Елены Владимировны и написавшая на испанском каталонском языке книгу о женщинах ГУЛАГа «Dressed for a Dance in the Snow» — «Одетая для танцев на снегу». Оказалось, что это вольный перевод фразы Елены Владимировны «Канкан на вечной мерзлоте».
Впоследствии Елена Владимировна получила от нее оригинал этой книги и очень переживала, что не может прочитать по-испански и удостовериться, все ли там в порядке. Моя родственница, В. П. Гурская, преподаватель испанского языка, перевела для Елены Владимировны главу, посвященную ей. После этого мы вместе читали ее и просто уже для себя вносили в нее правки. Будучи человеком математического склада ума, Елена Владимировна не терпела ошибок и неточностей в текстах. Этот перевод с ремарками я бережно храню в своём архиве. Также в тот год, когда мы все привыкали к удаленному доступу, я записала небольшой любительский ролик с рассказом о жизни Елены Владимировны, читая ее лагерные стихи.
Воспитание, глубокая порядочность и чистая совесть сделали ее нетерпимой ко лжи и фальши. При этом она не была злопамятна и старалась видеть в людях их лучшие стороны.
Именно Елена Владимировна убедила меня разыскать дочь начальника Воркутлага генерала Михаила Митрофановича Мальцева — Майю Михайловну Мальцеву, ныне живущую в Москве. Общение это оказалось очень важным для меня лично и для нашей выставки и книги. В день 99-летия Елены Владимировны состоялся, на мой взгляд, исторический телефонный разговор: спустя почти три четверти века дочь начальника лагеря поздравила каторжанку с днем рождения! В далеком 1944 году генерал Мальцев как-то спустился в шахту, где работали молодые каторжанки. Есть рассказ Елены Владимировны об этом. Это был единственный раз, когда она видела Мальцева.
Когда после освобождения Елена Владимировна вышла замуж за бывшего заключенного артиста Воркутинского музыкально-драматического театра Алексея Маркова, единственным разногласием и поводом для бесконечных споров между молодоженами было отношение к фигуре генерала Мальцева. Театр был создан волей Мальцева и явился спасением для Алексея. Для Елены фигура Мальцева была олицетворением зла и несправедливости репрессивной системы. Однажды я спросила Елену Владимировну, как она сейчас относится к Мальцеву? «Пожалуй, сейчас я уже соглашусь с Алексеем!» — сказала она с улыбкой.
Остро чувствуя свою ответственность за прошлое перед будущим, Елена Владимировна никогда не отказывалась от интервью, съемок и встреч, независимо от состояния здоровья. В фильме Инны Кокориной «Театр за колючей проволокой», в котором мы все принимали участие, Елена Владимировна говорила уже, не вставая с постели. Надо было донести свое свидетельство, достучаться до сердец и делать это даже из последних сил!
Яркой характеристикой личности Е. В. Марковой является её литературное наследие. Она не погрузилась в собственные мемуары с описанием перенесённых страданий и переживаний, а оставила воспоминания о людях, считая это самым главным. Вспомнить всех, кто в нечеловеческих условиях сохранял человеческое достоинство, помогал ближнему. Елена Владимировна называла это духовным сопротивлением интеллигенции. Оно выражалось не только в отношении к режиму, но и в сохранении общей культуры и даже чистоты русского языка. Вернувшись из лагерей на Большую землю, эти люди с грустью и сожалением констатировали, как пала общая культура населения за время их отсутствия.
Больше всего Елену Владимировну раздражал поверхностный подход многих, приходивших за её историями: «Расскажите в двух словах, как это было?»
«А в двух словах не получится!» — с горькой усмешкой говорила она. Увы, даже в наше время, когда, казалось бы, сняты все запретные темы, нет и не может быть простого разговора об оккупации и немцах, о палачах и жертвах ГУЛАГа… Сейчас мало кто готов выслушать рассказ с подробностями. Пришло время визуальных эффектов, лайков и коротких комментариев. Однако, если меня попросят рассказать в двух словах о Елене Владимировне, я скажу ещё короче, одним словом: она ГЕРОЙ. Можно и в двух с вариациями — ГЕРОЙ ВОЙНЫ, ГЕРОЙ ОТЕЧЕСТВА, ГЕРОЙ ХХ ВЕКА. И чуть более подробно, для тех, кто прислушается: ГЕРОЙ непризнанный, оклеветанный, поруганный, милостиво прощённый и забытый.
Без бумаги и чернил
Мы стихи напишем,
И наш скорбный тайный мир
Оживет, задышит
И дойдёт до тех времен,
Когда станет можно
Говорить без скрытых слов
О судьбе острожной!
В ковидный 2020 год шествие Бессмертного полка было виртуальным. Мне не составило особого труда зарегистрировать Елену Владимировну на сайте, там не требовалось никаких справок. В означенный день и час, согласно уведомлению, на экране появилась фотография Елены Владимировны — молодой, красивой, двигающейся в строю с ребятами-фронтовиками, похожими на тех, спасённых ею в Красноармейске в 1943. Так уж получилось, что рядом с ней двигалась и фотография моего отца, старшего лейтенанта Михаила Мордвинова. Тогда же в день ее рождения на интернет-конференцию собрались друзья и почитатели, в том числе сотрудники музеев из Сыктывкара, Воркуты и Москвы. С поздравлением выступила и чешская писательница Моника Згустова, бравшая интервью у Елены Владимировны и написавшая на испанском каталонском языке книгу о женщинах ГУЛАГа «Dressed for a Dance in the Snow» — «Одетая для танцев на снегу». Оказалось, что это вольный перевод фразы Елены Владимировны «Канкан на вечной мерзлоте».
Впоследствии Елена Владимировна получила от нее оригинал этой книги и очень переживала, что не может прочитать по-испански и удостовериться, все ли там в порядке. Моя родственница, В. П. Гурская, преподаватель испанского языка, перевела для Елены Владимировны главу, посвященную ей. После этого мы вместе читали ее и просто уже для себя вносили в нее правки. Будучи человеком математического склада ума, Елена Владимировна не терпела ошибок и неточностей в текстах. Этот перевод с ремарками я бережно храню в своём архиве. Также в тот год, когда мы все привыкали к удаленному доступу, я записала небольшой любительский ролик с рассказом о жизни Елены Владимировны, читая ее лагерные стихи.
Воспитание, глубокая порядочность и чистая совесть сделали ее нетерпимой ко лжи и фальши. При этом она не была злопамятна и старалась видеть в людях их лучшие стороны.
Именно Елена Владимировна убедила меня разыскать дочь начальника Воркутлага генерала Михаила Митрофановича Мальцева — Майю Михайловну Мальцеву, ныне живущую в Москве. Общение это оказалось очень важным для меня лично и для нашей выставки и книги. В день 99-летия Елены Владимировны состоялся, на мой взгляд, исторический телефонный разговор: спустя почти три четверти века дочь начальника лагеря поздравила каторжанку с днем рождения! В далеком 1944 году генерал Мальцев как-то спустился в шахту, где работали молодые каторжанки. Есть рассказ Елены Владимировны об этом. Это был единственный раз, когда она видела Мальцева.
Когда после освобождения Елена Владимировна вышла замуж за бывшего заключенного артиста Воркутинского музыкально-драматического театра Алексея Маркова, единственным разногласием и поводом для бесконечных споров между молодоженами было отношение к фигуре генерала Мальцева. Театр был создан волей Мальцева и явился спасением для Алексея. Для Елены фигура Мальцева была олицетворением зла и несправедливости репрессивной системы. Однажды я спросила Елену Владимировну, как она сейчас относится к Мальцеву? «Пожалуй, сейчас я уже соглашусь с Алексеем!» — сказала она с улыбкой.
Остро чувствуя свою ответственность за прошлое перед будущим, Елена Владимировна никогда не отказывалась от интервью, съемок и встреч, независимо от состояния здоровья. В фильме Инны Кокориной «Театр за колючей проволокой», в котором мы все принимали участие, Елена Владимировна говорила уже, не вставая с постели. Надо было донести свое свидетельство, достучаться до сердец и делать это даже из последних сил!
Яркой характеристикой личности Е. В. Марковой является её литературное наследие. Она не погрузилась в собственные мемуары с описанием перенесённых страданий и переживаний, а оставила воспоминания о людях, считая это самым главным. Вспомнить всех, кто в нечеловеческих условиях сохранял человеческое достоинство, помогал ближнему. Елена Владимировна называла это духовным сопротивлением интеллигенции. Оно выражалось не только в отношении к режиму, но и в сохранении общей культуры и даже чистоты русского языка. Вернувшись из лагерей на Большую землю, эти люди с грустью и сожалением констатировали, как пала общая культура населения за время их отсутствия.
Больше всего Елену Владимировну раздражал поверхностный подход многих, приходивших за её историями: «Расскажите в двух словах, как это было?»
«А в двух словах не получится!» — с горькой усмешкой говорила она. Увы, даже в наше время, когда, казалось бы, сняты все запретные темы, нет и не может быть простого разговора об оккупации и немцах, о палачах и жертвах ГУЛАГа… Сейчас мало кто готов выслушать рассказ с подробностями. Пришло время визуальных эффектов, лайков и коротких комментариев. Однако, если меня попросят рассказать в двух словах о Елене Владимировне, я скажу ещё короче, одним словом: она ГЕРОЙ. Можно и в двух с вариациями — ГЕРОЙ ВОЙНЫ, ГЕРОЙ ОТЕЧЕСТВА, ГЕРОЙ ХХ ВЕКА. И чуть более подробно, для тех, кто прислушается: ГЕРОЙ непризнанный, оклеветанный, поруганный, милостиво прощённый и забытый.
Последние годы Елена Владимировна особенно много и тяжело болела. Почти перед 100-летием, примерно за месяц она, видимо, перенесла инсульт. В день векового юбилея 24 апреля 2023 года у нее дома собрались друзья, пришли сотрудники Музея истории ГУЛАГа Роман Романов, Тимур Булгаков. Она уже с трудом понимала, что происходит — роскошные букеты, люди, поздравления. 9 мая я позвонила, чтобы передать ей поздравления с Днем Победы, с праздником, который она очень любила и имела к нему и к ней, Победе, непосредственное отношение. Видимо, решила не омрачать его своим уходом. 10 мая 2023 года Елены Владимировны не стало…
Прощание с Еленой Владимировной ее близкие не мыслили без церковного обряда. Елена Владимировна имеет русские и польские корни. Дедушка, русский православный священник Платон Дмитриевич Иванов, в 1921 году был убит красноармейцами при изъятии церковных ценностей. Польская бабушка Жозефина Мартыновна крестила маленькую Леночку в католическом храме. «Знаете, я считаю себя верующим человеком, но за всю жизнь так и не сделала выбора между католичеством и православием!» — как-то призналась мне Елена Владимировна.
Отпевание Елены Владимировны Марковой происходило в католическом соборе Святого Людовика, по иронии судьбы находящемся на Лубянке. Было сделано исключение из правил, ведь сестра Елена не была их прихожанкой и, по сути, являлась католичкой лишь по крещению. Однако проводивший службу отец Фернандо сразу понял, что провожает значительного светлого человека. Весь следующий год каждое 10-е число месяца в соборе поминали сестру Елену.
За пять лет моего близкого общения с Еленой Владимировной, в какой-то мере заменившей мне ушедших родителей, я старалась регулярно навещать ее, довольно часто мы подолгу говорили по телефону. Не скрою, что внутренне подхлестывало чувство — успеть спросить что-то еще самое главное у этой мудрой невероятной женщины. Когда она уже стала очень плохо слышать, мы продолжали общаться через ее дочь, Инну Алексеевну Маркову, ставшую мне тоже близким и дорогим человеком.
С уходом Елены Владимировны чувствуется невосполнимая потеря, невозможность до конца постигнуть отдельные моменты истории, участником и свидетелем коих она была. И в человеческом смысле, уже мало кто скажет мне, бабушке десяти внуков, на прощание: «С Богом! С Богом! Позвоните, когда доберетесь до дома!».
Царство небесное и вечная память претерпевшей до конца рабе Божьей Елене!
Маркова Е. В. «В несчастье верная жена… Декабристки ХХ века». — М.: Издательская программа Музея истории ГУЛАГа и Фонда Памяти, 2025. — 300 с., ил.
Прощание с Еленой Владимировной ее близкие не мыслили без церковного обряда. Елена Владимировна имеет русские и польские корни. Дедушка, русский православный священник Платон Дмитриевич Иванов, в 1921 году был убит красноармейцами при изъятии церковных ценностей. Польская бабушка Жозефина Мартыновна крестила маленькую Леночку в католическом храме. «Знаете, я считаю себя верующим человеком, но за всю жизнь так и не сделала выбора между католичеством и православием!» — как-то призналась мне Елена Владимировна.
Отпевание Елены Владимировны Марковой происходило в католическом соборе Святого Людовика, по иронии судьбы находящемся на Лубянке. Было сделано исключение из правил, ведь сестра Елена не была их прихожанкой и, по сути, являлась католичкой лишь по крещению. Однако проводивший службу отец Фернандо сразу понял, что провожает значительного светлого человека. Весь следующий год каждое 10-е число месяца в соборе поминали сестру Елену.
За пять лет моего близкого общения с Еленой Владимировной, в какой-то мере заменившей мне ушедших родителей, я старалась регулярно навещать ее, довольно часто мы подолгу говорили по телефону. Не скрою, что внутренне подхлестывало чувство — успеть спросить что-то еще самое главное у этой мудрой невероятной женщины. Когда она уже стала очень плохо слышать, мы продолжали общаться через ее дочь, Инну Алексеевну Маркову, ставшую мне тоже близким и дорогим человеком.
С уходом Елены Владимировны чувствуется невосполнимая потеря, невозможность до конца постигнуть отдельные моменты истории, участником и свидетелем коих она была. И в человеческом смысле, уже мало кто скажет мне, бабушке десяти внуков, на прощание: «С Богом! С Богом! Позвоните, когда доберетесь до дома!».
Царство небесное и вечная память претерпевшей до конца рабе Божьей Елене!
Маркова Е. В. «В несчастье верная жена… Декабристки ХХ века». — М.: Издательская программа Музея истории ГУЛАГа и Фонда Памяти, 2025. — 300 с., ил.