Эксперт «Золотой Маски» посмотрел спектакль «Сильва. Дойти до премьеры» в Воркутинском драмтеатре
В Воркутинском драматическом театре имени Б. А. Мордвинова состоялось беспрецедентное для Республики Коми событие: эксперт Национальной театральной премии и фестиваля «Золотая Маска» посмотрел спектакль, заявленный на самую престижную театральную награду России. Это поэма о театре «Сильва. Дойти до премьеры», созданная ВДТ имени Б. А. Мордвинова к своему юбилею. Автор пьесы — Сергей Коробков, режиссёр-постановщик — Валерий Маркин, оба они из Москвы.
С момента премьеры в октябре 2023 года знаковая постановка за семь месяцев выдержала восемь показов на родной воркутинской сцене, затем в июне 2024-го была дважды с успехом показана в Подмосковье — на гастролях в г. Ногинске и в рамках X Международного театрального фестиваля «У Троицы» в г. Сергиевом Посаде, а в недавнем октябре в ходе масштабных гастролей её дважды увидели сыктывкарцы.
С момента премьеры в октябре 2023 года знаковая постановка за семь месяцев выдержала восемь показов на родной воркутинской сцене, затем в июне 2024-го была дважды с успехом показана в Подмосковье — на гастролях в г. Ногинске и в рамках X Международного театрального фестиваля «У Троицы» в г. Сергиевом Посаде, а в недавнем октябре в ходе масштабных гастролей её дважды увидели сыктывкарцы.
Спектакль, задуманный как визитная карточка ВДТ и во многом воплощение его духа, души, театр выдвинул на «Золотую Маску». В августе заявка прошла модерацию и была принята к рассмотрению, а вскоре получила статус «Соискатель». По новому Положению премии и фестиваля, следующим этапом идёт просмотр спектакля одним из экспертов премии на сцене создания в текущем календарном году.
Так в Воркуту был командирован член экспертного совета «ЗМ» Ильмар Разинович Альмухаметов из Уфы — театральный режиссёр, телеведущий, драматург, и. о. ректора Уфимского государственного института искусств им. Загира Исмагилова, заслуженный деятель искусств Республики Башкортостан, кавалер ордена С. Юлаева. За его плечами — актёрское образование в Уфимском институте искусств (ныне УГИИ им. Загира Исмагилова), специальность режиссёра театра кукол в Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма, диплом стратегического менеджера Башкирской академии государственной службы и управления при президенте Республики Башкортостан, с 2013 года — доцент кафедры гуманитарных и социальных наук УГИИ им. З. Исмагилова. В разные периоды И. Р. Альмухаметов руководил Башкирским государственным театром кукол, Башкирским государственным театром оперы и балета, с весны 2023 года исполняет обязанности ректора УГИИ им. З. Исмагилова. С 2024 года — член экспертного совета «Золотой Маски».
Так в Воркуту был командирован член экспертного совета «ЗМ» Ильмар Разинович Альмухаметов из Уфы — театральный режиссёр, телеведущий, драматург, и. о. ректора Уфимского государственного института искусств им. Загира Исмагилова, заслуженный деятель искусств Республики Башкортостан, кавалер ордена С. Юлаева. За его плечами — актёрское образование в Уфимском институте искусств (ныне УГИИ им. Загира Исмагилова), специальность режиссёра театра кукол в Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма, диплом стратегического менеджера Башкирской академии государственной службы и управления при президенте Республики Башкортостан, с 2013 года — доцент кафедры гуманитарных и социальных наук УГИИ им. З. Исмагилова. В разные периоды И. Р. Альмухаметов руководил Башкирским государственным театром кукол, Башкирским государственным театром оперы и балета, с весны 2023 года исполняет обязанности ректора УГИИ им. З. Исмагилова. С 2024 года — член экспертного совета «Золотой Маски».
Показ спектакля «Сильва. Дойти до премьеры», приуроченный к приезду эксперта, прошёл в ВДТ 7 ноября в 15:00 при полном зрительном зале.
По итогу просмотра гость не стал делиться впечатлениями и давать каких-либо оценок — эту миссию эксперты «ЗМ» выполняют в узком кругу коллег. Однако после спектакля Ильмар Разинович вышел на сцену к артистам и высказал им слова благодарности и поддержки. Также он отметил, что всего на «Золотую Маску» в конкурсном цикле сезона 2023-2024 поступило около 700 заявок, из них примерно 300 — по музыкальным спектаклям и 400 — по драматическим. Спектакль «Сильва. Дойти до премьеры» среди них выделяется тем, что эта постановка повествует о создании театра, а таких пьес в современной драматургии практически нет.
По итогу просмотра гость не стал делиться впечатлениями и давать каких-либо оценок — эту миссию эксперты «ЗМ» выполняют в узком кругу коллег. Однако после спектакля Ильмар Разинович вышел на сцену к артистам и высказал им слова благодарности и поддержки. Также он отметил, что всего на «Золотую Маску» в конкурсном цикле сезона 2023-2024 поступило около 700 заявок, из них примерно 300 — по музыкальным спектаклям и 400 — по драматическим. Спектакль «Сильва. Дойти до премьеры» среди них выделяется тем, что эта постановка повествует о создании театра, а таких пьес в современной драматургии практически нет.
Отвечая на вопрос, какие критерии при оценке спектакля для него наиболее важны, эксперт отметил, что смотрит, прежде всего, на работу режиссёра: как тот поработал с материалом и актёрами, какие предлагаемые обстоятельства внедрил в пьесу и в какой форме преподнёс её зрителям. Само собой, обращает внимание на актёрское воплощение режиссёрских замыслов, попадание персонажа в актёра, талант и мастерство исполнителей. Конечно, очень важна работа художника. И когда все составляющие спектакля — художественное оформление, свет, звук — собираются воедино и помогают артистам воплотить образы своих героев, зритель получает ни с чем не сравнимое удовольствие от прихода в театр, от того, что такой спектакль есть в репертуаре этого театра. И возникает гордость, что со сложнейшим материалом справились. Это заслуживает уважения, оценки и показывает рост труппы, театра.
— Русский актёр — всегда очень глубокая психологическая, драматическая натура. Размышляющая, философствующая, рефлексирующая. В то же время это всегда человек ищущий и думающий, и всегда это подъём человеческого духа над бытием. Театр должен быть об этом, он должен учить, освещать душу, приподнимать человека над действительностью, давать ему перспективу, надежду, катарсис, очищение души. Иногда он принимает самые разные формы. И слёзы, которые ты видишь в зале, аплодисменты и другие реакции публики — это тоже хорошо, когда действие, происходящее на сцене, «ложится» на зрителя правильно.
До воркутинской «Сильвы…» И. Альмухаметову не приходилось сталкиваться напрямую с режиссёрскими работами Валерия Маркина или драматургическими — Сергея Коробкова. Однако их имена эксперту знакомы:
— Я знаю Сергея Николаевича Коробкова как великолепного театроведа, театрального критика, знатока русского и зарубежного театра. Это человек энциклопедических знаний — у него можно учиться, учиться и учиться. Я всё время, раскрыв уши, слушаю его лекции. Однако для меня было открытием, что он написал пьесу — причём, документальную. И это замечательно: документальных, скажем так, спектаклей очень мало. Если они получают достойное воплощение на сцене — это всегда очень интересно. Тем более что пьеса посвящена Воркуте, истории Воркутинского театра — это очень ценно. Это живой и широкий взгляд на историю, происходившую здесь.
— Русский актёр — всегда очень глубокая психологическая, драматическая натура. Размышляющая, философствующая, рефлексирующая. В то же время это всегда человек ищущий и думающий, и всегда это подъём человеческого духа над бытием. Театр должен быть об этом, он должен учить, освещать душу, приподнимать человека над действительностью, давать ему перспективу, надежду, катарсис, очищение души. Иногда он принимает самые разные формы. И слёзы, которые ты видишь в зале, аплодисменты и другие реакции публики — это тоже хорошо, когда действие, происходящее на сцене, «ложится» на зрителя правильно.
До воркутинской «Сильвы…» И. Альмухаметову не приходилось сталкиваться напрямую с режиссёрскими работами Валерия Маркина или драматургическими — Сергея Коробкова. Однако их имена эксперту знакомы:
— Я знаю Сергея Николаевича Коробкова как великолепного театроведа, театрального критика, знатока русского и зарубежного театра. Это человек энциклопедических знаний — у него можно учиться, учиться и учиться. Я всё время, раскрыв уши, слушаю его лекции. Однако для меня было открытием, что он написал пьесу — причём, документальную. И это замечательно: документальных, скажем так, спектаклей очень мало. Если они получают достойное воплощение на сцене — это всегда очень интересно. Тем более что пьеса посвящена Воркуте, истории Воркутинского театра — это очень ценно. Это живой и широкий взгляд на историю, происходившую здесь.
Прибыв в Воркуту накануне показа, эксперт посетил музей ВДТ имени Б. А. Мордвинова. На вопрос об общем впечатлении от театра и экскурсии в музее И. Альмухаметов ответил:
— Тут возникает вопрос: откуда у людей брались силы? Понимаешь, что искусство спасало людей от окружающей действительности, это такой театр-оберег — тебя, твоей души. И это вызывает уважение. Ваша история — очень драматическая, из разряда «не было бы счастья, да несчастье помогло»: в гулаговское время, в минус появился театр, который стал плюсом. Это вечная борьба добра со злом, света с тьмой — и все-таки красота побеждает мир.
— Тут возникает вопрос: откуда у людей брались силы? Понимаешь, что искусство спасало людей от окружающей действительности, это такой театр-оберег — тебя, твоей души. И это вызывает уважение. Ваша история — очень драматическая, из разряда «не было бы счастья, да несчастье помогло»: в гулаговское время, в минус появился театр, который стал плюсом. Это вечная борьба добра со злом, света с тьмой — и все-таки красота побеждает мир.
Теперь Воркутинскому драмтеатру имени Б. А. Мордвинова (и всему театральному сообществу Коми) осталось ожидать оглашения итогов «Золотой Маски» сезона 2023-2024, которые должны быть опубликованы до конца текущего года.
Это уже второе взаимодействие ВДТ имени Б. А. Мордвинова с «Золотой Маской». В 2023 году театр подавал заявку по поэме одиночества «Говорит Москва/Лёха». Данная работа, наряду с оперой «Дон Жуан» в постановке Государственного академического театра оперы и балета РК, вошла в лонг-лист премии. Однако приезда эксперта «ЗМ» для непосредственного просмотра спектакля на сцене создания в Республике Коми ещё не было — сейчас произошёл первый опыт такого взаимодействия и для Воркуты, и для всего региона.
Это уже второе взаимодействие ВДТ имени Б. А. Мордвинова с «Золотой Маской». В 2023 году театр подавал заявку по поэме одиночества «Говорит Москва/Лёха». Данная работа, наряду с оперой «Дон Жуан» в постановке Государственного академического театра оперы и балета РК, вошла в лонг-лист премии. Однако приезда эксперта «ЗМ» для непосредственного просмотра спектакля на сцене создания в Республике Коми ещё не было — сейчас произошёл первый опыт такого взаимодействия и для Воркуты, и для всего региона.
Сюжет о приезде эксперта – на канале «Коми гор»:
Сюжет о приезде эксперта — на канале «Юрган»