«Мало того, что лишили
свободы — меня хотят еще лишить биографии»: к 125-летию со дня рождения Б. А. Мордвинова
Сегодня, 6 декабря, исполняется 125 лет со дня рождения Бориса Аркадьевича Мордвинова — выдающегося музыкального режиссёра, главного режиссёра Большого театра СССР, Белорусского театра оперы и балета, профессора Московской, Саратовской, Минской консерваторий и Белорусского театрального института, заслуженного артиста РСФСР. И политического заключенного, который в 1941 году прибыл на Воркуту отбывать срок, а два года спустя основал в заполярной тундре театр, ныне носящий его имя.
Борис Аркадьевич Мордвинов (Шефтель) родился в Москве 24 ноября (6 декабря) 1899 года. В 1919 г. поступил во 2-ю Студию МХТ. Вл. И. Немирович-Данченко заметил его режиссёрское дарование и привлёк к постановочной работе. Годы с 1921-го по 1936-й у Бориса Мордвинова были связаны со МХАТом, где он был актёром и режиссёром. С 1927 года он также стал театральным педагогом и начал вести курс оперного отделения в ЦЕТЕТИСе (ГИТИСе). Это был очень продуктивный период, Борис Аркадьевич осуществил множество постановок разных жанров. С 1930 г. — режиссёр-постановщик, заведующий художественной частью и главный режиссёр Музыкального театра Вл. И. Немировича-Данченко. 24 мая 1935-го он удостаивается почётного звания заслуженного артиста РСФСР, в том же году начинает преподавать в Московской консерватории — руководить кафедрой сценического мастерства (в 1939 году станет профессором), а с 1936-го уже работает главным режиссёром Большого театра.
До весны 1940-го он успевает осуществить там несколько постановок и готовится к новым, однако 15 мая этого года становится днём, круто меняющим жизнь уже авторитетного, именитого деятеля театрального искусства с блестящими перспективами. Арест органами НКВД, почти год следствия в страшной Сухановской тюрьме, где он, несмотря на оказанное давление, не признал выдвинутые обвинения. 12 апреля 1941 года был вынесен приговор: три года исправительно-трудовых работ. Так Борис Аркадьевич попадает «на Воркуту», где вначале его занимают тяжелым физическим трудом, затем ставят руководить самодеятельным лагерным драмкружком, а летом 1943 года с его подачи появляется профессиональный театр… Сегодня кажущаяся невероятной история возникновения Воркутинского музыкально-драматического театра описана в множестве открытых источников и, конечно, на сайте нынешнего Воркутинского драматического театра имени Б. А. Мордвинова…
Осенью 2023 года, в дни празднования 80-летия театра и в преддверии 125-летия со дня рождения Бориса Аркадьевича, в Москве вышла книга «Воркутинская тетрадь Бориса Мордвинова. Записки для сына — будущего режиссера». Её подготовили к изданию внучка Бориса Мордвинова — Надежда Михайловна, и экс-директор главного театрального музея страны — имени А. А. Бахрушина, секретарь СТД России и председатель Комиссии по театральному наследию СТД России, главный редактор журнала «Сцена» Дмитрий Родионов. Книга издана издательской группой «Навона» и журналом СТД России «Сцена» тиражом всего в 300 экземпляров.
Сегодня, год спустя, она уже стала библиографической редкостью, и приобрести её теперь практически нереально. Но с любезного разрешения составителя издания Надежды Михайловны Мордвиновой, при её содействии в день юбилея основателя нашего театра делимся несколькими краткими выдержками из «Воркутинской тетради…».
Первый завлит, а также администратор и завтруппой Воркутинского музыкально-драматического театра, советский театровед и театральный журналист Григорий Маркович Литинский оставил объемные воспоминания о театре. В них есть такой фрагмент о Б. А. Мордвинове:
«При первой нашей встрече он растерянно жаловался на то, что в посёлке вольнонаемных не хотят верить, будто в их клубе работает тот самый Мордвинов — из МХАТа и Большого театра. «Мало того, что лишили свободы, — с горечью говорил он, — меня хотят ещё лишить биографии». Однажды кто-то из любителей подарил ему журнал с фотографией группы награждённых артистов, среди которых был и Борис Аркадьевич. Как он был счастлив! «Теперь верите?» — спрашивал он всех Фом неверных, показывая им журнал…».
В книге «Воркутинская тетрадь Бориса Мордвинова. Записки для сына — будущего режиссера» есть большое фото из Музея МХАТа. На снимке 1928 года — труппа этого театра в его 30-летие. Борис Мордвинов — почти в центре композиции, а точнее — во втором ряду стоящих седьмой слева. Красноречивая фотография!
Борис Аркадьевич Мордвинов (Шефтель) родился в Москве 24 ноября (6 декабря) 1899 года. В 1919 г. поступил во 2-ю Студию МХТ. Вл. И. Немирович-Данченко заметил его режиссёрское дарование и привлёк к постановочной работе. Годы с 1921-го по 1936-й у Бориса Мордвинова были связаны со МХАТом, где он был актёром и режиссёром. С 1927 года он также стал театральным педагогом и начал вести курс оперного отделения в ЦЕТЕТИСе (ГИТИСе). Это был очень продуктивный период, Борис Аркадьевич осуществил множество постановок разных жанров. С 1930 г. — режиссёр-постановщик, заведующий художественной частью и главный режиссёр Музыкального театра Вл. И. Немировича-Данченко. 24 мая 1935-го он удостаивается почётного звания заслуженного артиста РСФСР, в том же году начинает преподавать в Московской консерватории — руководить кафедрой сценического мастерства (в 1939 году станет профессором), а с 1936-го уже работает главным режиссёром Большого театра.
До весны 1940-го он успевает осуществить там несколько постановок и готовится к новым, однако 15 мая этого года становится днём, круто меняющим жизнь уже авторитетного, именитого деятеля театрального искусства с блестящими перспективами. Арест органами НКВД, почти год следствия в страшной Сухановской тюрьме, где он, несмотря на оказанное давление, не признал выдвинутые обвинения. 12 апреля 1941 года был вынесен приговор: три года исправительно-трудовых работ. Так Борис Аркадьевич попадает «на Воркуту», где вначале его занимают тяжелым физическим трудом, затем ставят руководить самодеятельным лагерным драмкружком, а летом 1943 года с его подачи появляется профессиональный театр… Сегодня кажущаяся невероятной история возникновения Воркутинского музыкально-драматического театра описана в множестве открытых источников и, конечно, на сайте нынешнего Воркутинского драматического театра имени Б. А. Мордвинова…
Осенью 2023 года, в дни празднования 80-летия театра и в преддверии 125-летия со дня рождения Бориса Аркадьевича, в Москве вышла книга «Воркутинская тетрадь Бориса Мордвинова. Записки для сына — будущего режиссера». Её подготовили к изданию внучка Бориса Мордвинова — Надежда Михайловна, и экс-директор главного театрального музея страны — имени А. А. Бахрушина, секретарь СТД России и председатель Комиссии по театральному наследию СТД России, главный редактор журнала «Сцена» Дмитрий Родионов. Книга издана издательской группой «Навона» и журналом СТД России «Сцена» тиражом всего в 300 экземпляров.
Сегодня, год спустя, она уже стала библиографической редкостью, и приобрести её теперь практически нереально. Но с любезного разрешения составителя издания Надежды Михайловны Мордвиновой, при её содействии в день юбилея основателя нашего театра делимся несколькими краткими выдержками из «Воркутинской тетради…».
Первый завлит, а также администратор и завтруппой Воркутинского музыкально-драматического театра, советский театровед и театральный журналист Григорий Маркович Литинский оставил объемные воспоминания о театре. В них есть такой фрагмент о Б. А. Мордвинове:
«При первой нашей встрече он растерянно жаловался на то, что в посёлке вольнонаемных не хотят верить, будто в их клубе работает тот самый Мордвинов — из МХАТа и Большого театра. «Мало того, что лишили свободы, — с горечью говорил он, — меня хотят ещё лишить биографии». Однажды кто-то из любителей подарил ему журнал с фотографией группы награждённых артистов, среди которых был и Борис Аркадьевич. Как он был счастлив! «Теперь верите?» — спрашивал он всех Фом неверных, показывая им журнал…».
В книге «Воркутинская тетрадь Бориса Мордвинова. Записки для сына — будущего режиссера» есть большое фото из Музея МХАТа. На снимке 1928 года — труппа этого театра в его 30-летие. Борис Мордвинов — почти в центре композиции, а точнее — во втором ряду стоящих седьмой слева. Красноречивая фотография!
Эту книгу составляют несколько разделов. Завершающий — написанный Надеждой Михайловной, под названием «Н. М. Мордвинова. Узнавание дела. Послесловие». Предлагаем вашему вниманию его последнюю, совсем короткую главу «P.S.»:
«Последствия ареста для известного человека были подчас соизмеримы с наказанием — это предание забвению. Имя вычеркивалось из энциклопедий, вырезалось из учебников, фотографии вымарывались, уничтожались тиражи книг, а изданные изымались из библиотек…
Во время подготовки этой книги мы нашли два уникальных «артефакта» сталинской эпохи. В то время в журналах любили такие рубрики: «Найдите несколько отличий».
К этому тексту в книге идут два снимка (оба обнаружены Надеждой Михайловной в фондах Музея МХАТа). Первый — подлинный, сделанный после премьеры пьесы М. Булгакова «Дни Турбиных» во МХАТе в 1926 году. Второй — тот же кадр, но после 15.05.1940 г. «отредактированный»: на нём лицо и фигура экс-главрежа Большого театра заретушированы, замазаны, будто и нет этого человека на групповом фото. Однако «редактура» получилась непродуманной (а может, просто небрежной): на стене осталась тень от фигуры Бориса Аркадьевича… Составитель книги эти снимки озаглавила так: «Одно отличие. Два варианта одной и той же фотографии»; «Та же фотография после ареста Б. А. Мордвинова. Осталась только тень».
«Последствия ареста для известного человека были подчас соизмеримы с наказанием — это предание забвению. Имя вычеркивалось из энциклопедий, вырезалось из учебников, фотографии вымарывались, уничтожались тиражи книг, а изданные изымались из библиотек…
Во время подготовки этой книги мы нашли два уникальных «артефакта» сталинской эпохи. В то время в журналах любили такие рубрики: «Найдите несколько отличий».
К этому тексту в книге идут два снимка (оба обнаружены Надеждой Михайловной в фондах Музея МХАТа). Первый — подлинный, сделанный после премьеры пьесы М. Булгакова «Дни Турбиных» во МХАТе в 1926 году. Второй — тот же кадр, но после 15.05.1940 г. «отредактированный»: на нём лицо и фигура экс-главрежа Большого театра заретушированы, замазаны, будто и нет этого человека на групповом фото. Однако «редактура» получилась непродуманной (а может, просто небрежной): на стене осталась тень от фигуры Бориса Аркадьевича… Составитель книги эти снимки озаглавила так: «Одно отличие. Два варианта одной и той же фотографии»; «Та же фотография после ареста Б. А. Мордвинова. Осталась только тень».
И на следующей странице книги — ещё одна находка того же порядка. Несколько фото с подписью «Три отличия. Программки оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин» 1939 и 1940 — после ареста Б. А. Мордвинова. Из семейного архива».
Кто эти люди, вымаравшие больше 80 лет назад изображение и имя мастера сцены на фото и программке? Где они, и где память о них?..
Вот ещё одна цитата из раздела, написанного внучкой режиссёра (глава «Следственное дело Б. А. Мордвинова»):
«Историк Лидия Алексеевна Головкова написала книгу о Сухановской тюрьме… Редкий узник этой тюрьмы выходил из неё живым. Борис Мордвинов — один из них. Он умер через двенадцать лет в возрасте 54 лет, в начале декабря 1953 г., в своей московской квартире, ночью того дня, когда наконец смог на законных основаниях вернуться домой. Спустя две недели были расстреляны все люди, чьи подписи стоят в его «деле», хранящемся в архиве ФСБ. В газете «Правда» так и напишут — «банда Берии». По заключению прокуратуры СССР от 15.03.1990 г. Мордвинов Б. А. был реабилитирован».
К слову, об этой ночи, последней в жизни Бориса Аркадьевича, повествует видеоролик «Последний пиджак режиссёра», подготовленный сотрудниками ВДТ имени Б. А. Мордвинова в рамках проекта «Театр. Коллекция сокровищ»
И, в завершение, слова Н. М. Мордвиновой о переосмыслении воспоминаний своего отца — оперного режиссёра Михаила Борисовича Мордвинова, единственного сына Бориса Аркадьевича:
«Воркутинский театр мой отец всегда упоминал как-то между строк, где строки — это ведущие театры Москвы, а театр заключённых — вынужденная работа в неволе. Чем больше я погружалась в это междустрочие, тем сильнее раздвигались и отдалялись строки, и Воркутинский театр представлялся мне своеобразным „градом Китежем“, ушедшим на дно озера нашего неправедного забвения. Деятельность деда на Воркуте, на мой взгляд, стала апогеем его жизни, и в творческом, и в человеческом смысле».
В год 120-летия со дня рождения Бориса Аркадьевича Мордвинова, 30 апреля 2019 года, основанному им театру было присвоено его имя (соответствующий документ — распоряжение Главы Республики Коми № 85-р). Как не гореть рукописям, так не вымарать из памяти людей имена, заслуживающие увековечивания.
ВДТ имени Б. А. Мордвинова благодарит Н. М. Мордвинову за предоставленные фото, помощь и содействие в подготовке данного материала.
«Историк Лидия Алексеевна Головкова написала книгу о Сухановской тюрьме… Редкий узник этой тюрьмы выходил из неё живым. Борис Мордвинов — один из них. Он умер через двенадцать лет в возрасте 54 лет, в начале декабря 1953 г., в своей московской квартире, ночью того дня, когда наконец смог на законных основаниях вернуться домой. Спустя две недели были расстреляны все люди, чьи подписи стоят в его «деле», хранящемся в архиве ФСБ. В газете «Правда» так и напишут — «банда Берии». По заключению прокуратуры СССР от 15.03.1990 г. Мордвинов Б. А. был реабилитирован».
К слову, об этой ночи, последней в жизни Бориса Аркадьевича, повествует видеоролик «Последний пиджак режиссёра», подготовленный сотрудниками ВДТ имени Б. А. Мордвинова в рамках проекта «Театр. Коллекция сокровищ»
И, в завершение, слова Н. М. Мордвиновой о переосмыслении воспоминаний своего отца — оперного режиссёра Михаила Борисовича Мордвинова, единственного сына Бориса Аркадьевича:
«Воркутинский театр мой отец всегда упоминал как-то между строк, где строки — это ведущие театры Москвы, а театр заключённых — вынужденная работа в неволе. Чем больше я погружалась в это междустрочие, тем сильнее раздвигались и отдалялись строки, и Воркутинский театр представлялся мне своеобразным „градом Китежем“, ушедшим на дно озера нашего неправедного забвения. Деятельность деда на Воркуте, на мой взгляд, стала апогеем его жизни, и в творческом, и в человеческом смысле».
В год 120-летия со дня рождения Бориса Аркадьевича Мордвинова, 30 апреля 2019 года, основанному им театру было присвоено его имя (соответствующий документ — распоряжение Главы Республики Коми № 85-р). Как не гореть рукописям, так не вымарать из памяти людей имена, заслуживающие увековечивания.
ВДТ имени Б. А. Мордвинова благодарит Н. М. Мордвинову за предоставленные фото, помощь и содействие в подготовке данного материала.