Воркутинский драмтеатр имени Бориса Мордвинова с большим успехом выступил на фестивале «Мелиховская весна»
Воркутинский драматический театр имени Б. А. Мордвинова впервые принял участие в одном из старейших и авторитетных театральных фестивалей России, посвящённом творчеству А. П. Чехова — «Мелиховской весне». В рамках фестиваля 26 мая артисты из Заполярья представили сатирические эскизы о любви «Милые бранятся — только тешатся!». Премьерой этой постановки по одноактным шуткам «Предложение» и «Медведь» (режиссёр Захар Комлев, художник Екатерина Давыдова, хореограф Ангелина Комлева) ВДТ имени Б. А. Мордвинова открыл 80-й сезон.
Фестиваль «Мелиховская весна» зародился ещё в конце XX века и ежегодно проходит в мае в Подмосковье, в Литературно-мемориальном музее-заповеднике А. П. Чехова «Мелихово», где писатель прожил семь лет и создал более 40 своих произведений. К участию традиционно приглашаются театры и творческие коллективы со всех уголков мира со спектаклями по произведениям Чехова или о нём самом. В этом году «Мелиховская весна» прошла в 23-й раз с 19 по 28 мая. На фестиваль поступило 75 заявок, из них Экспертный совет отобрал к участию постановки 20-ти театров из Москвы, Санкт-Петербурга, Рязани, Нижнего Новгорода, Севастополя, Владимира, Перми, Вологды и других городов. Ежегодно фестиваль посещает несколько тысяч зрителей, в 2023-м за 10 дней их набралось 5300 человек.
Фестиваль «Мелиховская весна» зародился ещё в конце XX века и ежегодно проходит в мае в Подмосковье, в Литературно-мемориальном музее-заповеднике А. П. Чехова «Мелихово», где писатель прожил семь лет и создал более 40 своих произведений. К участию традиционно приглашаются театры и творческие коллективы со всех уголков мира со спектаклями по произведениям Чехова или о нём самом. В этом году «Мелиховская весна» прошла в 23-й раз с 19 по 28 мая. На фестиваль поступило 75 заявок, из них Экспертный совет отобрал к участию постановки 20-ти театров из Москвы, Санкт-Петербурга, Рязани, Нижнего Новгорода, Севастополя, Владимира, Перми, Вологды и других городов. Ежегодно фестиваль посещает несколько тысяч зрителей, в 2023-м за 10 дней их набралось 5300 человек.
В этом году у фестиваля появилась новая открытая сцена с увеличенным крытым зрительным залом. Она расположилась в самом сердце чеховской усадьбы на поляне «Крыжовник» и приняла половину всех фестивальных мероприятий. Именно на ней выпало пройти и спектаклю из Воркуты. Площадка оказалась с целым рядом особенностей, к которым пришлось адаптировать спектакль очень оперативно. Хорошо, что на фестиваль вместе с актёрами и техническими службами поехал и Захар Комлев (к слову, с этого мая – штатный режиссёр-постановщик, а с конца августа — главный режиссер ВДТ имени Б. А. Мордвинова) — он на ходу, за одну короткую репетицию перестроил расположение декораций, ряд мизансцен. И сотрудники цехов — каждый мастер в своём деле — также быстро подстроились к специфической сцене.
Это получилось настолько удачно, что было отмечено на обсуждении спектакля с труппой экспертами фестиваля — очень опытными, много повидавшими, именитыми специалистами по театральному делу. Так, кандидат искусствоведения, руководитель курса театроведческого факультета ГИТИСа, редактор журнала «Вопросы театра. Просцениум», член жюри и президент российских и международных театральных фестивалей Марина Тимашева заметила, что из всех, уже выступивших до воркутинцев на новой сцене, ВДТ — единственный театр, который смог удачно, без потери качества отстроиться, «вписаться» в непривычное, своеобразное пространство этой площадки. А в посте на своей личной странице во «ВКонтакте», делясь впечатлениями от «Мелиховской весны», Марина Александровна упомянула постановку из Воркуты как «до колик смешные одноактные комедии Чехова».
Театральный критик, обозреватель газеты «Ведомости», автор статей для ведущих театральных изданий РФ, член жюри российских и международных театральных фестивалей Ксения Стольная свой отзыв резюмировала выводом, что постановочной группе и актёрам удалось соединить в спектакле необыкновенную лёгкость и большую плотность, создав тот самый заветный театр для людей. А историк театра, доктор искусствоведения, профессор ГИТИСа и критик Нина Шалимова охарактеризовала постановку как шлягер, полный «витамина радости», и абсолютно необходимый в каждом театре идеальный кассовый спектакль.
К слову, так и есть: за восемь месяцев со дня появления постановка была сыграна 15 раз! В большинстве случаев — на домашней воркутинской сцене, один раз — в Усинске, и всегда игралась при полных залах, с неизменно горячим приёмом публики. Уже в первые три месяца она стала самой востребованной из всех работ ВДТ последних лет. Показ спектакля в Мелихово стал для исполнителей 16-м по счёту.
Своё выступление перед воркутинской делегацией Нина Алексеевна завершила так: «Мы увидели замечательное владение школой, когда те или иные сценические решения рождаются от органики артиста — радостно работать с человеком, который понимает язык актёрской души, психологии, тела. Это дорогое и ценное качество, которое больше всего я ценю в режиссуре, призванием которой, на мой взгляд, является повенчать актёра с автором. И в данном спектакле это замечательно произошло». То, что театр не побоялся дополнить чеховский текст и прекрасно продемонстрировал творческое соавторство с Антоном Павловичем, отметил глава экспертного совета — заслуженный артист России, артист театра «Чеховская студия» музея-заповедника «Мелихово», трижды лауреат международного Театрального форума «Золотой Витязь» Юрий Голышев.
В целом же все эксперты — именно они проводили предварительный отбор спектаклей на фестиваль — с большим удовольствием заявили, что уже по видеозаписи в заявке им единодушно стало понятно, что постановка Воркутинского театра достойна войти в фестивальную афишу, а её «живой» показ полностью подтвердил первоначальное заочное мнение. Все критики отметили очень интересные, оригинальные находки режиссёра, пластику и танцы, работу художника, ряд великолепных актёрских работ.
Это получилось настолько удачно, что было отмечено на обсуждении спектакля с труппой экспертами фестиваля — очень опытными, много повидавшими, именитыми специалистами по театральному делу. Так, кандидат искусствоведения, руководитель курса театроведческого факультета ГИТИСа, редактор журнала «Вопросы театра. Просцениум», член жюри и президент российских и международных театральных фестивалей Марина Тимашева заметила, что из всех, уже выступивших до воркутинцев на новой сцене, ВДТ — единственный театр, который смог удачно, без потери качества отстроиться, «вписаться» в непривычное, своеобразное пространство этой площадки. А в посте на своей личной странице во «ВКонтакте», делясь впечатлениями от «Мелиховской весны», Марина Александровна упомянула постановку из Воркуты как «до колик смешные одноактные комедии Чехова».
Театральный критик, обозреватель газеты «Ведомости», автор статей для ведущих театральных изданий РФ, член жюри российских и международных театральных фестивалей Ксения Стольная свой отзыв резюмировала выводом, что постановочной группе и актёрам удалось соединить в спектакле необыкновенную лёгкость и большую плотность, создав тот самый заветный театр для людей. А историк театра, доктор искусствоведения, профессор ГИТИСа и критик Нина Шалимова охарактеризовала постановку как шлягер, полный «витамина радости», и абсолютно необходимый в каждом театре идеальный кассовый спектакль.
К слову, так и есть: за восемь месяцев со дня появления постановка была сыграна 15 раз! В большинстве случаев — на домашней воркутинской сцене, один раз — в Усинске, и всегда игралась при полных залах, с неизменно горячим приёмом публики. Уже в первые три месяца она стала самой востребованной из всех работ ВДТ последних лет. Показ спектакля в Мелихово стал для исполнителей 16-м по счёту.
Своё выступление перед воркутинской делегацией Нина Алексеевна завершила так: «Мы увидели замечательное владение школой, когда те или иные сценические решения рождаются от органики артиста — радостно работать с человеком, который понимает язык актёрской души, психологии, тела. Это дорогое и ценное качество, которое больше всего я ценю в режиссуре, призванием которой, на мой взгляд, является повенчать актёра с автором. И в данном спектакле это замечательно произошло». То, что театр не побоялся дополнить чеховский текст и прекрасно продемонстрировал творческое соавторство с Антоном Павловичем, отметил глава экспертного совета — заслуженный артист России, артист театра «Чеховская студия» музея-заповедника «Мелихово», трижды лауреат международного Театрального форума «Золотой Витязь» Юрий Голышев.
В целом же все эксперты — именно они проводили предварительный отбор спектаклей на фестиваль — с большим удовольствием заявили, что уже по видеозаписи в заявке им единодушно стало понятно, что постановка Воркутинского театра достойна войти в фестивальную афишу, а её «живой» показ полностью подтвердил первоначальное заочное мнение. Все критики отметили очень интересные, оригинальные находки режиссёра, пластику и танцы, работу художника, ряд великолепных актёрских работ.
Но самое главное — спектакль ВДТ абсолютно безоговорочно и душевно был принят публикой — не простой, а фестивальной, искушённой, повидавшей множество постановок самых разных театров. Все билеты были раскуплены задолго до показа, зрителей собрался под завязку полный зал — и их ожидания полностью оправдались. Публика чутко ловила каждый нюанс и штрих актёрской игры, а хохотала просто без передышки. Спектакль «Милые бранятся…» получил огромное количество тёплых отзывов, письменных и устных — как один из лучших спектаклей всей «Мелиховской весны» — 2023.
Вот, к примеру, что как отозвались о постановке её зрители в соцсети «ВКонтакте»: «Побывала на вашем дебютном спектакле сегодня. Что сказать: Браво, артисты! Мы смеялись и переживали. Роль портрета в Медведе сыграна великолепно. Спасибо вам» и «Всем артистам Браво. Особенно молодым, игравшим прислугу в доме. Роль Портрета – это нечто» (Надежда Старостина); «Мы сопереживали героям и много смеялись. Вы очень талантливы! Браво!» и «Во время спектакля ветерок из сада приносил разные запахи. А молодые актеры чудо как пластичны! Любовалась!» (Елена Алиева); «С удовольствием посетила ваш спектакль на природе! Присоединяюсь к вышесказанному! Браво!!!» (Людмила Потапова); «Идея с портретом и ее воплощение, на мой взгляд, гениальны! Браво актерам!» (Елена Конышева); «Один из самых лучших спектаклей, которые я видела. Браво провинциальным театрам!!!! Искренний профессионализм актеров и талант режиссера» (Нина Темкина); «И актеры талантливы, и вечер теплый, и смотреть комфортно, и комары не кусают… Сопереживаем, смеемся, аплодируем и кричим «Браво!» актерам Воркутинского драмтеатра имени Б. А. Мордвинова» (сообщество «Заслуженный отдых»); «Суперский спектакль! Очень точный разбор, актеры, исходные события выражены идеально, Чеховская задумка выполнена на 100» (Зинаида Гринёва); «Спектакль шикарен: много юмора, запоминающаяся музыкальная тема, интересные актёрские работы, необычная сценография («живой» портрет в пьесе «Медведь» в исполнении Андрея Грачёва — необычная режиссерская находка). И здорово, что театр из Воркуты, до которой почти двое суток на поезде, приехал в Мелихово и дал возможность увидеть премьерный спектакль этого сезона! Всем актерам, Браво!!!» (Дмитрий Федоров).
На память об участии в фестивале коллективу театра вручили его символ — рамочку с рисунком в фирменном стиле события и инициалами «А.Ч.», каждый участник делегации получил набор сувенирных, полезных вещиц с символикой «Мелиховской весны».
Вот, к примеру, что как отозвались о постановке её зрители в соцсети «ВКонтакте»: «Побывала на вашем дебютном спектакле сегодня. Что сказать: Браво, артисты! Мы смеялись и переживали. Роль портрета в Медведе сыграна великолепно. Спасибо вам» и «Всем артистам Браво. Особенно молодым, игравшим прислугу в доме. Роль Портрета – это нечто» (Надежда Старостина); «Мы сопереживали героям и много смеялись. Вы очень талантливы! Браво!» и «Во время спектакля ветерок из сада приносил разные запахи. А молодые актеры чудо как пластичны! Любовалась!» (Елена Алиева); «С удовольствием посетила ваш спектакль на природе! Присоединяюсь к вышесказанному! Браво!!!» (Людмила Потапова); «Идея с портретом и ее воплощение, на мой взгляд, гениальны! Браво актерам!» (Елена Конышева); «Один из самых лучших спектаклей, которые я видела. Браво провинциальным театрам!!!! Искренний профессионализм актеров и талант режиссера» (Нина Темкина); «И актеры талантливы, и вечер теплый, и смотреть комфортно, и комары не кусают… Сопереживаем, смеемся, аплодируем и кричим «Браво!» актерам Воркутинского драмтеатра имени Б. А. Мордвинова» (сообщество «Заслуженный отдых»); «Суперский спектакль! Очень точный разбор, актеры, исходные события выражены идеально, Чеховская задумка выполнена на 100» (Зинаида Гринёва); «Спектакль шикарен: много юмора, запоминающаяся музыкальная тема, интересные актёрские работы, необычная сценография («живой» портрет в пьесе «Медведь» в исполнении Андрея Грачёва — необычная режиссерская находка). И здорово, что театр из Воркуты, до которой почти двое суток на поезде, приехал в Мелихово и дал возможность увидеть премьерный спектакль этого сезона! Всем актерам, Браво!!!» (Дмитрий Федоров).
На память об участии в фестивале коллективу театра вручили его символ — рамочку с рисунком в фирменном стиле события и инициалами «А.Ч.», каждый участник делегации получил набор сувенирных, полезных вещиц с символикой «Мелиховской весны».
Приехав в Мелихово накануне показа своего спектакля, члены делегации театра из Воркуты во главе с директором Еленой Пекарь провели этот день насыщенно и плодотворно. Организаторы фестиваля встретили заполярных участников очень радушно и сразу же устроили интереснейшую экскурсию по всей знаменитой усадьбе Антона Павловича Чехова. Там он прожил семь лет активной загородной жизни, лечил больных и писал, создав 42 произведения, в том числе пьесу «Чайка», занимался огородом, разводил сирень, розы и рыбу в пруду, строил флигели на территории своей усадьбы и церковь для местных жителей… Увидеть своими глазами комнаты и их убранство, личные вещи великого писателя и его близких, вдыхать запах дома и напитываться атмосферой этой старины, прогуляться по тропинкам, где ступала нага Антона Павловича, его родных и многочисленных гостей (которым всегда были рады), видеть деревья, которые его помнят, которые сажал он лично, и потереть на удачу носы бронзовых такс (фигуры в память о четырехлапых питомцах писателя) — это были непередаваемые ощущения! Конечно, в тот же день произошло и первое «знакомство» воркутинцев с необычной открытой сценой, где назавтра предстояло показать свою постановку.
А вечером служителям ВДТ посчастливилось увидеть на той же сцене один из фестивальных спектаклей — постановку «Иванов» Рязанского государственного областного театра драмы. Этот театр, к слову, входит в пятёрку старейших в России — сейчас у него 235-й сезон. Словом, в Воркуту участники делегации ВДТ вернулись полными впечатлений и даже немножко отдохнувшими, особенно учитывая по-настоящему летнюю погоду и цветущие сады, которыми их встретило Мелихово.
«Мелиховская весна» стала третьим фестивалем 80-го сезона с участием ВДТ имени Б. А. Мордвинова: в сентябре 2022 года артисты театра успешно выступили на фестивале искусств «Апас, Тетюши, Буа — культурная дуга» в Буинске (Татарстан) со спектаклем «Прощание с Матёрой» и в проекте СТД РФ «Бенефис» в Москве с моноспектаклем «Маргарита».
Ирина Самар
Фото Галины Фесенко
«Мелиховская весна» стала третьим фестивалем 80-го сезона с участием ВДТ имени Б. А. Мордвинова: в сентябре 2022 года артисты театра успешно выступили на фестивале искусств «Апас, Тетюши, Буа — культурная дуга» в Буинске (Татарстан) со спектаклем «Прощание с Матёрой» и в проекте СТД РФ «Бенефис» в Москве с моноспектаклем «Маргарита».
Ирина Самар
Фото Галины Фесенко