«Воркута получила статус города
26 ноября 1943 года.
В этот день мне исполнилось
семь лет»
Галина Александровна Шибаева сыктывкарка. А 80 лет назад её звали Алей Томовой, и три военных года (с 1942 по 1945) она прожила в Воркуте. Её дочь, журналист и друг нашего театра Елена Шелест, записала воспоминания мамы о воркутинском детстве. Сколько в них интересных деталей, в том числе о первых спектаклях нашего театра! В преддверии юбилея ВДТ имени Б. А. Мордвинова и Воркуты мы публикуем историю одной из наших первых зрителей Али Томовой.
22 июня 1941 года мне было 4 года и 7 месяцев. В августе того же года призвали на фронт моего отца и двух маминых братьев. Помню, как отец посадил меня на одно колено, двухлетнего брата Валерия — на другое, что-то говорил нам, а по щекам текли слезы. Потом мы провожали его на пристань (тогда железной дороги в Сыктывкаре ещё не было, а по реке ходили большие белые пароходы). Папа еще раз поднял меня на руки, поцеловал, дал какой-то цветок и сказал: «Сохрани его, и я вернусь». Но ни отец, ни мамины братья с войны не вернулись…
22 июня 1941 года мне было 4 года и 7 месяцев. В августе того же года призвали на фронт моего отца и двух маминых братьев. Помню, как отец посадил меня на одно колено, двухлетнего брата Валерия — на другое, что-то говорил нам, а по щекам текли слезы. Потом мы провожали его на пристань (тогда железной дороги в Сыктывкаре ещё не было, а по реке ходили большие белые пароходы). Папа еще раз поднял меня на руки, поцеловал, дал какой-то цветок и сказал: «Сохрани его, и я вернусь». Но ни отец, ни мамины братья с войны не вернулись…
Летом 1942 года мамина сестра Клавдия Васильевна Слободяник была направлена республиканским спорткомитетом в Воркуту на должность председателя комитета по делам физкультуры и спорта и взяла меня с собой. Помню, как мы добирались до Воркуты: сначала на пароходе до Айкино, потом по железной дороге до Кожвы. Железная дорога до Воркуты строилась быстрыми темпами: уголь был нужен блокадному Ленинграду. Видела за окном много рабочих в накомарниках. Ехали мы летом, было много мошкары, гнуса, комаров, ведь дорогу прокладывали через Большеземельскую тундру, через болота. Уже став взрослой, я узнала, в каких неимоверно сложных условиях строилась дорога, сколько людей умерло от недоедания, цинги. Не зря говорят, что дорога построена на костях заключенных. Но тогда об этом не говорили.
Воркута получила статус города 26 ноября 1943 года. В этот день мне исполнилось семь лет.
Тогда в городе было несколько десятков двухэтажных деревянных домов и сплошные бараки. Три улицы: Ленинградская, Красноармейская и Горняков. Мы жили на Красноармейской в двухэтажном доме типа общежития: длинный общий коридор и по 24 квартиры на каждом этаже, мы жили на втором. Посередине каждого этажа размещалась большая общая кухня с плитой и умывальная комната. Уборкой и топкой печи занимался дневальный из заключенных. Худой, в ватнике, руки торчат из рукавов, на шее вместо шарфа — полотенце. Ему, видимо, было запрещено общаться с жильцами, и мы, дети, воспринимали его просто, как необходимый атрибут кухни.
Взрослые были на работе, а мы, дети, играли в свои детские игры, бегали на кухню, чтобы приготовить очередную порцию яичницы из присланного американцами яичного порошка и колбасы. Колбаса была в жестяных банках, которые открывались ключиком. Лакомились сушеной воблой, сушеной морковью, картошкой и луком. Воркута снабжалась продуктами хорошо. Тетя собирала крупу целыми наволочками и отправляла бабушке в Сыктывкар, где было голодно, как везде. Слушая теперь рассказы других детей войны, думаю, как мне повезло. Я не знала голода и других тягот, которые испытали они.
В 1943 году в Воркуте был открыт музыкально-драматический театр. Мы с тётей Клавой часто ходили на спектакли. Это всегда был праздник! Здесь я посмотрела впервые «Сильву», «Марицу», «Хозяйку гостиницы», «Запорожец за Дунаем», «Фауст». Больше всего мне запомнились спектакли «Сильва» и «Фауст», в котором очень неожиданно и эффектно появлялся на сцене Мефистофель. Все зрители вздрагивали от неожиданности!
Воркута получила статус города 26 ноября 1943 года. В этот день мне исполнилось семь лет.
Тогда в городе было несколько десятков двухэтажных деревянных домов и сплошные бараки. Три улицы: Ленинградская, Красноармейская и Горняков. Мы жили на Красноармейской в двухэтажном доме типа общежития: длинный общий коридор и по 24 квартиры на каждом этаже, мы жили на втором. Посередине каждого этажа размещалась большая общая кухня с плитой и умывальная комната. Уборкой и топкой печи занимался дневальный из заключенных. Худой, в ватнике, руки торчат из рукавов, на шее вместо шарфа — полотенце. Ему, видимо, было запрещено общаться с жильцами, и мы, дети, воспринимали его просто, как необходимый атрибут кухни.
Взрослые были на работе, а мы, дети, играли в свои детские игры, бегали на кухню, чтобы приготовить очередную порцию яичницы из присланного американцами яичного порошка и колбасы. Колбаса была в жестяных банках, которые открывались ключиком. Лакомились сушеной воблой, сушеной морковью, картошкой и луком. Воркута снабжалась продуктами хорошо. Тетя собирала крупу целыми наволочками и отправляла бабушке в Сыктывкар, где было голодно, как везде. Слушая теперь рассказы других детей войны, думаю, как мне повезло. Я не знала голода и других тягот, которые испытали они.
В 1943 году в Воркуте был открыт музыкально-драматический театр. Мы с тётей Клавой часто ходили на спектакли. Это всегда был праздник! Здесь я посмотрела впервые «Сильву», «Марицу», «Хозяйку гостиницы», «Запорожец за Дунаем», «Фауст». Больше всего мне запомнились спектакли «Сильва» и «Фауст», в котором очень неожиданно и эффектно появлялся на сцене Мефистофель. Все зрители вздрагивали от неожиданности!
Второй муж тёти Клавы, Натан Людвигович Вольф, работал на шахте «Капитальная». Сюда он попал из Николаева в ссылку, как немец по национальности, в Воркуте его все стали звать Николаем Леонидовичем. Дядя Коля очень любил театр. Однажды, когда тётя Клава была в Сыктывкаре на каких-то соревнованиях, мы с дядей Колей пошли в театр вдвоем. Во время спектакля в театр прибежал соседский мальчишка и сообщил, что в нашей комнате кто-то ходит. «Ты оставайся, а я пойду посмотрю, что там», — сказал дядя и ушел. Прибежав домой, он увидел, что воры через крышу и дыру в потолке, которую они вырезали, забрались к нам в квартиру и вынесли из неё все вещи, включая мои детские платья… Воров не нашли, но, возможно, их спугнули, потому что вещи потом обнаружили в баке, стоявшем внизу под лестницей. Поскольку в баке прежде хранился керосин, вещи пропахли и были безнадёжно испорчены, пришлось всё выкинуть. Мне было очень жаль, потому что у меня было несколько красивых американских платьев.
В нашем доме жила девочка Ася, её мама была вольнонаемная и, наверное, тоже работала в театре, потому что я хорошо помню, пока мы в одной комнате делали уроки, она в другой репетировала дома отрывки из «Хозяйки гостиницы».
Я запомнила и полюбила театр на всю жизнь — особенно оперетту. Много позже я узнала, что первым руководителем театра был известный режиссер Борис Мордвинов. В театре работал кинодраматург Алексей Каплер, актеры Дейнека, Глебова, Пясковская... Многие из них были заключенными, после спектакля их уводили в тюремные бараки. Воркутинский театр на многие годы стал гордостью всех горожан.
В 1944 году я пошла в первый класс. Вместе с нами первый год учились дети оленеводов-ненцев. Они не знали русского языка, поэтому были в классе как вольнослушатели. К ним иногда приезжали из тундры на оленях родители, угощали мороженой рыбой-строганиной. А мне запомнилось, как здесь же, у школы, однажды забили оленя, и ребята-ненцы с удовольствием пили еще теплую кровь. Мы стояли и смотрели на это.
В 1945 году я заканчивала первый класс, когда пришла долгожданная Победа. Ликование было всеобщим: люди обнимались, плакали и смеялись. В нашей семье никто не вернулся с фронта. Погиб мой отец, муж Клавдии Васильевны, два маминых брата, но 9 Мая стал праздником для всех, ведь закончилась война. В Воркуте в честь Победы было решено заложить на вечной мерзлоте бульвар. Все жители принимали участие в субботниках, а мы, дети, радовались тому, что на бульваре появились качели-карусели, открытый кинотеатр. Здесь я впервые увидела кино… Ни одно дерево на бульваре, к сожалению, не прижилось. Их и не было до тех пор, пока не стали сажать иву.
Тогда же летом я побывала в пионерском лагере недалеко от Воркуты. Запомнились вечера у костра, где мы пели песни. В лагере я обменяла свои красивые американские платья на бумажных кукол и другие безделушки. Зато привезла тёте в подарок большой «букет» — березовый веник. В Воркуте ведь не было деревьев! Тётя меня не ругала, а даже растрогалась, увидев подарок.
В 1946 году, закончив второй класс, я наконец-то вернулась в Сыктывкар, к своей любимой бабушке. А в Воркуту вновь приехала в 1956-м, окончив педучилище. Это был уже другой, современный город. С 1956 до 1958 года, когда театр после «Ситцевого бала» сгорел, мы ходили туда больше из-за танцев, которые устраивались в антракте. В зал приходили, в том числе, молодые артисты театра, и это было очень престижно, если артист приглашал тебя на танец: девушка сразу вырастала в глазах подруг и ребят. В свой второй приезд я прожила в Воркуте 13 лет. Здесь я вышла замуж, родились мои дочери Татьяна и Елена. И этот город стал моему сердцу так же дорог, как родной Сыктывкар.
В нашем доме жила девочка Ася, её мама была вольнонаемная и, наверное, тоже работала в театре, потому что я хорошо помню, пока мы в одной комнате делали уроки, она в другой репетировала дома отрывки из «Хозяйки гостиницы».
Я запомнила и полюбила театр на всю жизнь — особенно оперетту. Много позже я узнала, что первым руководителем театра был известный режиссер Борис Мордвинов. В театре работал кинодраматург Алексей Каплер, актеры Дейнека, Глебова, Пясковская... Многие из них были заключенными, после спектакля их уводили в тюремные бараки. Воркутинский театр на многие годы стал гордостью всех горожан.
В 1944 году я пошла в первый класс. Вместе с нами первый год учились дети оленеводов-ненцев. Они не знали русского языка, поэтому были в классе как вольнослушатели. К ним иногда приезжали из тундры на оленях родители, угощали мороженой рыбой-строганиной. А мне запомнилось, как здесь же, у школы, однажды забили оленя, и ребята-ненцы с удовольствием пили еще теплую кровь. Мы стояли и смотрели на это.
В 1945 году я заканчивала первый класс, когда пришла долгожданная Победа. Ликование было всеобщим: люди обнимались, плакали и смеялись. В нашей семье никто не вернулся с фронта. Погиб мой отец, муж Клавдии Васильевны, два маминых брата, но 9 Мая стал праздником для всех, ведь закончилась война. В Воркуте в честь Победы было решено заложить на вечной мерзлоте бульвар. Все жители принимали участие в субботниках, а мы, дети, радовались тому, что на бульваре появились качели-карусели, открытый кинотеатр. Здесь я впервые увидела кино… Ни одно дерево на бульваре, к сожалению, не прижилось. Их и не было до тех пор, пока не стали сажать иву.
Тогда же летом я побывала в пионерском лагере недалеко от Воркуты. Запомнились вечера у костра, где мы пели песни. В лагере я обменяла свои красивые американские платья на бумажных кукол и другие безделушки. Зато привезла тёте в подарок большой «букет» — березовый веник. В Воркуте ведь не было деревьев! Тётя меня не ругала, а даже растрогалась, увидев подарок.
В 1946 году, закончив второй класс, я наконец-то вернулась в Сыктывкар, к своей любимой бабушке. А в Воркуту вновь приехала в 1956-м, окончив педучилище. Это был уже другой, современный город. С 1956 до 1958 года, когда театр после «Ситцевого бала» сгорел, мы ходили туда больше из-за танцев, которые устраивались в антракте. В зал приходили, в том числе, молодые артисты театра, и это было очень престижно, если артист приглашал тебя на танец: девушка сразу вырастала в глазах подруг и ребят. В свой второй приезд я прожила в Воркуте 13 лет. Здесь я вышла замуж, родились мои дочери Татьяна и Елена. И этот город стал моему сердцу так же дорог, как родной Сыктывкар.