В театре выпущен первый интерактивный и иммерсивный кукольный спектакль
Воркутинский драматический театр имени Б. А. Мордвинова представил зрителям пятую в текущем 80-м сезоне премьеру — лесную историю для малышей «Храбрый мышонок». Автор сценария и режиссёр-постановщик — актриса театра Гульнар Орлова, первые показы прошли 18 и 19 марта.
«Храбрый мышонок» — интерактивный и иммерсивный спектакль для самых маленьких зрителей, включая возраст до одного года. Это история про то, как маленький, беззащитный, но очень находчивый зверёк смог избежать гибели, встретив по пути пожелавших его съесть Лису, Змею и Сову. А встретив самого страшного зверя, в котором материализовались все страхи самого Мышонка, он вновь не растерялся и вышел из словесного поединка с «чудищем» победителем. Сказка — воодушевляющий пример не боязни, а приручения своего страха, храбрости и сообразительности.
Форма спектакля особенно необычна для ВДТ имени Б. А. Мордвинова: это фактически кукольный спектакль. То есть сами персонажи лесной истории предстают в виде кукол, а актёры — Михаил Марчук (Мышонок), Гульнар Орлова (Лиса, Змея, Сова) и Евгений Канатов (рассказчик, Лесной зверь) — «оживляют» и озвучивают героев. Кроме того, постановка, рассчитанная на малый зал, включает в себя интерактивное взаимодействие с публикой, её погружение в обстановку волшебного леса, где происходит действие. И еще одно новшество: большинство зрителей сидят, как обычно, на стульях, а самые маленькие при желании располагаются на полу, максимально близко к сцене (если не сказать фактически на ней, не имеющей четких границ) — для них приготовлено специальное ковровое покрытие, имитирующее лужайку.
Пьеса предусматривает, что юная публика постоянно даёт советы главному герою истории, как поступить в том или ином случае, и помогает ему. Так каждый маленький зритель ощущает себя не только свидетелем, но и непосредственным участником сказочных событий. По сути, в спектакле нет грани между театром, сценой и залом, реальным миром. В нём всё — и театр, и жизнь, актёры в ней — и артисты, и все зрители. Постановка буквально воплощает слова Шекспира: «Весь мир — театр, и люди в нём — актёры». И символично, что премьера столь необычного действа выпала на даты, близкие ко Всемирному дню театра.
Режиссёром неслучайно стала Гульнар Орлова. Изначально идея поставить эту сказку была её — давно хотелось сделать в театре что-то новое, чего еще не было. И возникла совершенно необыкновенная история про мышонка: маленького, уязвимого, который встретил на пути четырёх персонажей, пожелавших его съесть, а в итоге сам всех победил. Ставить сказку должен был супруг Гульнар — Динар Хаматнуров, но незадолго до начала этой работы он внезапно ушёл из жизни. Однако задумку было всё же решено воплотить — уже в какой-то степени и в память о Динаре. Директор театра Елена Пекарь предложила поставить сказку Гульнар как автору идеи, которая понимала, какой спектакль хочется в итоге получить. А Динар Хаматнуров стал композитором спектакля, хоть и посмертно. Актёры и звукорежиссёр Глеб Тазиев переслушали весь его архив, подобрали подходящие темы. В одном из треков даже звучит голос Динара.
Вместе с Глебом Тазиевым музыкальное сопровождение спектакля осуществляет новый звукорежиссер театра Кирилл Букин — работа над «Храбрым мышонком» стала дебютом этого молодого специалиста в ВДТ имени Б. А. Мордвинова. Световое решение постановки принадлежит художнику по свету Ивану Фролову: благодаря ему сказка стала окончательно и по-настоящему волшебной, цветной и яркой. И, конечно, свой вклад в постановочный процесс внесла помощник режиссёра Екатерина Илли.
Художником-постановщиком «Храброго мышонка» выступила Екатерина Давыдова. Именно она предложила сделать персонажей сказки кукольными. И не только осуществила общее художественное решение (декорации, костюмы), придумала образы героев, но и сама изготовила все куклы. Их сшито пять, четырёх видов: Мышонок — кукла планшетная, Лиса и Змея — маппетки, Сова — тантамареска, а самый большой персонаж, невиданный лесной зверь — ростовая. Здесь очень пригодился богатый опыт Екатерины Львовны, которая до прихода в ВДТ имени Б. А. Мордвинова в общей сложности более пяти лет работала в Кировском и Воркутинском театрах кукол, придумывала и воплощала героев их спектаклей. В кировском учреждении она изготовила кукол для четырёх постановок, в воркутинском — для шести. «Храбрый мышонок» стал для неё 11-м кукольным спектаклем, но в ВДТ — первым.
Впрочем, и для самого мордвиновского театра эта постановка — абсолютно новый опыт. В некоторых прежних его спектаклях куклы частично использовались, но сказка, где визуально все герои воплощены куклами — такое тут произошло впервые. Накануне премьерных показов прошла сдача «Храброго мышонка», куда были приглашены не только сотрудники театра, не занятые в постановке, но и первоклассники воркутинской школы-интерната № 1. Так актёры и их герои-куклы впервые встретились со своей целевой аудиторией.
А потом за два выходных дня прошли шесть премьерных показов спектакля. И судя по реакции юных воркутинцев (да и взрослых тоже!), их активному участию в действе, финальным аплодисментам и восторженным отзывам, новой постановке предстоит долгая и успешная жизнь!
«Храбрый мышонок» — интерактивный и иммерсивный спектакль для самых маленьких зрителей, включая возраст до одного года. Это история про то, как маленький, беззащитный, но очень находчивый зверёк смог избежать гибели, встретив по пути пожелавших его съесть Лису, Змею и Сову. А встретив самого страшного зверя, в котором материализовались все страхи самого Мышонка, он вновь не растерялся и вышел из словесного поединка с «чудищем» победителем. Сказка — воодушевляющий пример не боязни, а приручения своего страха, храбрости и сообразительности.
Форма спектакля особенно необычна для ВДТ имени Б. А. Мордвинова: это фактически кукольный спектакль. То есть сами персонажи лесной истории предстают в виде кукол, а актёры — Михаил Марчук (Мышонок), Гульнар Орлова (Лиса, Змея, Сова) и Евгений Канатов (рассказчик, Лесной зверь) — «оживляют» и озвучивают героев. Кроме того, постановка, рассчитанная на малый зал, включает в себя интерактивное взаимодействие с публикой, её погружение в обстановку волшебного леса, где происходит действие. И еще одно новшество: большинство зрителей сидят, как обычно, на стульях, а самые маленькие при желании располагаются на полу, максимально близко к сцене (если не сказать фактически на ней, не имеющей четких границ) — для них приготовлено специальное ковровое покрытие, имитирующее лужайку.
Пьеса предусматривает, что юная публика постоянно даёт советы главному герою истории, как поступить в том или ином случае, и помогает ему. Так каждый маленький зритель ощущает себя не только свидетелем, но и непосредственным участником сказочных событий. По сути, в спектакле нет грани между театром, сценой и залом, реальным миром. В нём всё — и театр, и жизнь, актёры в ней — и артисты, и все зрители. Постановка буквально воплощает слова Шекспира: «Весь мир — театр, и люди в нём — актёры». И символично, что премьера столь необычного действа выпала на даты, близкие ко Всемирному дню театра.
Режиссёром неслучайно стала Гульнар Орлова. Изначально идея поставить эту сказку была её — давно хотелось сделать в театре что-то новое, чего еще не было. И возникла совершенно необыкновенная история про мышонка: маленького, уязвимого, который встретил на пути четырёх персонажей, пожелавших его съесть, а в итоге сам всех победил. Ставить сказку должен был супруг Гульнар — Динар Хаматнуров, но незадолго до начала этой работы он внезапно ушёл из жизни. Однако задумку было всё же решено воплотить — уже в какой-то степени и в память о Динаре. Директор театра Елена Пекарь предложила поставить сказку Гульнар как автору идеи, которая понимала, какой спектакль хочется в итоге получить. А Динар Хаматнуров стал композитором спектакля, хоть и посмертно. Актёры и звукорежиссёр Глеб Тазиев переслушали весь его архив, подобрали подходящие темы. В одном из треков даже звучит голос Динара.
Вместе с Глебом Тазиевым музыкальное сопровождение спектакля осуществляет новый звукорежиссер театра Кирилл Букин — работа над «Храбрым мышонком» стала дебютом этого молодого специалиста в ВДТ имени Б. А. Мордвинова. Световое решение постановки принадлежит художнику по свету Ивану Фролову: благодаря ему сказка стала окончательно и по-настоящему волшебной, цветной и яркой. И, конечно, свой вклад в постановочный процесс внесла помощник режиссёра Екатерина Илли.
Художником-постановщиком «Храброго мышонка» выступила Екатерина Давыдова. Именно она предложила сделать персонажей сказки кукольными. И не только осуществила общее художественное решение (декорации, костюмы), придумала образы героев, но и сама изготовила все куклы. Их сшито пять, четырёх видов: Мышонок — кукла планшетная, Лиса и Змея — маппетки, Сова — тантамареска, а самый большой персонаж, невиданный лесной зверь — ростовая. Здесь очень пригодился богатый опыт Екатерины Львовны, которая до прихода в ВДТ имени Б. А. Мордвинова в общей сложности более пяти лет работала в Кировском и Воркутинском театрах кукол, придумывала и воплощала героев их спектаклей. В кировском учреждении она изготовила кукол для четырёх постановок, в воркутинском — для шести. «Храбрый мышонок» стал для неё 11-м кукольным спектаклем, но в ВДТ — первым.
Впрочем, и для самого мордвиновского театра эта постановка — абсолютно новый опыт. В некоторых прежних его спектаклях куклы частично использовались, но сказка, где визуально все герои воплощены куклами — такое тут произошло впервые. Накануне премьерных показов прошла сдача «Храброго мышонка», куда были приглашены не только сотрудники театра, не занятые в постановке, но и первоклассники воркутинской школы-интерната № 1. Так актёры и их герои-куклы впервые встретились со своей целевой аудиторией.
А потом за два выходных дня прошли шесть премьерных показов спектакля. И судя по реакции юных воркутинцев (да и взрослых тоже!), их активному участию в действе, финальным аплодисментам и восторженным отзывам, новой постановке предстоит долгая и успешная жизнь!