Скульптор и его время: к 90-летию со дня рождения Игоря Валентиновича Пылаева

Скульптор и его время: 
к 90-летию со дня рождения Игоря Валентиновича Пылаева

Сегодня, 28 июля, исполняется 90 лет со дня рождения Игоря Валентиновича Пылаева –скульптора-монументалиста, художника театра, заслуженного деятеля искусств Республики Коми, члена Союза художников России. Три десятилетия жизни — самый большой и продуктивный период своего творчества — он посвятил Воркуте, Северу. Его монументальные произведения стали неотъемлемой частью нашего заполярного города. С 1964 по 1994 годы он работал художником-постановщиком и главным художником Воркутинского драматического театра, главным художником Дворца культуры шахтёров, трудился в Художественном фонде Коми АССР, создал огромное количество портретов деятелей Заполярья. Именно он — автор памятной стелы геологу, первооткрывателю печорского угольного бассейна А. А. Чернову, расположенной около главного офиса компании «ВоркутаУголь», и памятника «Первопроходцам Заполярья», изначально установленной в ныне закрытом посёлке Рудник.

Кроме того, Игорь Пылаев создал множество работ в других населённых пунктах Республики Коми. И сегодня мы вспоминаем этого яркого деятеля искусства не просто в его юбилейный день рождения, но и в контексте Года героев Коми. Скульптора можно назвать одним из героев Воркутинского драматического театра, Воркуты и всей Республики Коми.

Игорь Валентинович Пылаев (28.07.1935 — 04.08.2015) — заслуженный деятель искусств Республики Коми, член Союза художников России, скульптор-монументалист, художник театра. Работал в станковой, монументальной, архитектурно-декоративной скульптуре, скульптуре малых форм, а также в области театрально-декорационного искусства. Автор портретов, композиций, памятников.

Он родился в 1935 году в Уссурийске Приморского края в семье военнослужащего, а после войны семья переехала в Львов. Родители Валентин Павлович и Клавдия Парфентьевна дали троим детям прекрасное образование: Игорь стал скульптором, Эльвира — модельером, Лариса — художником-керамистом.

В 1952 году Игорь поступает во Львовское государственное училище прикладного искусства на факультет декоративной скульптуры и в 1956-м, ещё будучи студентом, начинает работать в профессиональных театрах Львова: это были Государственный русский драматический театр Советской Армии, оперная студия Львовской Государственной консерватории им. Н. Лысенко и театр-студия им. Ленинградского комсомола.

С 1958 по 1964 годы И. Пылаев обучался во Львовском государственном институте прикладного и декоративного искусства на отделении монументально-декоративной скульптуры. Основной курс обучения он прошёл у академика Ивана Васильевича Северы, учился и у видного украинского скульптора Д. П. Крвавича, постигал тайны реставрационных работ под руководством В. И. Пика.

Один из друзей пригласил молодого художника на Север, в заполярную Воркуту. Игорь Валентинович приехал сюда в 1964 году «посмотреть», познакомиться — и остался. Тут началась его многогранная творческая деятельность: он работает главным художником-постановщиком Заполярного театра драмы (ныне Воркутинского драматического театра имени Б. А. Мордвинова), главным художником Дворца культуры шахтеров и строителей — в прославленном коллективе Ансамбля песни и танца под руководством М. Г. Вундер. Как скульптор и театральный художник активно участвует в выставочной деятельности Союза художников Коми, переживающего в эти годы свой рассвет.
Фото: личный архив Пылаевых.
Но, при всем многообразии творческих работ, главным направлением для автора остается монументальная скульптура. В этой неустанной работе Игорь Пылаев находит главные темы своего творчества: Север и северяне, романтика повседневного труда, воинский героизм, человек-патриот, герой. Российский Север обязан своим открытием нашим современникам, выросшие здесь города Инта, Усинск, Воркута стоят как памятники легендарным геологам, ученым исследователям, безоглядно посвятившим свою жизнь профессии, эпохе и Родине. Такие деятели и стали объектом напряженного творческого поиска скульптора.
Фото: национальная галерея Республики Коми.
В 1966 году Игорь Валентинович начал работу над галереей портретов работников искусства и культуры — всего им создано более 20 портретов и памятных досок. Кстати, именно в том же году он женился на студентке Киевской государственной консерватории им. П. И. Чайковского Антонине Петровне Гончаровой, которая, став дирижёром, хормейстером, вокальным педагогом, режиссёром, просветителем и т. д., будет стоять у истоков воркутинской Школы искусств, внесёт огромный вклад в культуру Воркуты.

С 1964 по 1994 годы, работая художником-постановщиком, а затем главным художником нашего театра, И. Пылаев оформил около 140 спектаклей. Работы в театре было очень много: случалось и по пять-шесть, и по восемь спектаклей в год. Его эскизы оформления спектаклей, конструктивно ясные, говорят о хорошем знании особенностей и возможностей сцены.

Примечателен ещё один факт в отношении работы Игоря Пылаева в нашем театре. Сегодня ВДТ имени Б. А. Мордвинова располагается в здании по адресу: пл. Юбилейная, 1. Оно было построено в 1972 году как Дом политического просвещения (политпроса). В 1978 г. на нём был установлен рельеф «Наука» работы И. В. Пылаева — изображение женщины с книгой и факелом. К слову, прототипом этой женщины стала супруга Игоря Валентиновича, Антонина Петровна. А в 1990-м в здании обосновался коллектив театра, и после нескольких месяцев реконструкции, с весны 1991 года тут идут наши спектакли. Вот так вышло, что Игорь Пылаев создал арт-объект для здания, в которое позже переедет учреждение, где работает скульптор (напомним, Игорь Валентинович был художником театра вплоть до своего отъезда из Воркуты в 1994 г.). При покраске здания театра в 2019 году рельеф «Наука» был демонтирован.
Фото: Центральная городская библиотека г. Воркуты
1969 год ознаменовался началом работы И. Пылаева над галереей героев труда (впоследствии в неё войдут больше 30 портретов и памятных досок), и начало ей положило увековечение памяти первооткрывателя Печорского угольного бассейна, Героя соцтруда Александра Александровича Чернова. Через целый ряд вариантов портрета (созданных в 1969, 1973, 1974, 1976 и 1982 годах) автор приходит к созданию памятной стелы этому учёному, открытой в Воркуте в декабре 1982 года.

Эта работа очень дорого далась художнику, сыграв злую роль в ухудшении его здоровья в будущем… При изготовлении стелы, когда автор откалывал от отлитой работы ненужные наплывы бетона, один из кусков тяжёлого материала влетел Игорю Валентиновичу прямо в глаз. Защитные очки не помогли — кусок бетона пробил и их. С того времени зрение скульптора стало постепенно падать. Сразу он не озаботился этим вопросом — доделывал срочные объекты, не отвлекаясь на общение с врачами. А когда забили тревогу (зрение ухудшалось всё больше) и заговорили про операцию в столице, было уже поздно что-то исправлять… Из дня нынешнего мы знаем, что после работы над стелой геологу А. А. Чернову видеть этот мир Игорю Пылаеву останется не больше 20-ти лет, и последние 13 лет жизни он проведёт в полной слепоте.
Игорь Пылаев в процессе работы над памятной стелой А. А. Чернову в Воркуте. Фото: личный архив Пылаевых.
В 1970-м скульптор начал работу над художественным воплощением истории Воркуты, через год приступил к галерее героев Великой Отечественной войны и военных действий — в каждом из этих направлениях он создал более чем по 30 портретов, рельефов и памятных досок.

Тема романтики Севера, труднейшей работы геологов в творчестве Пылаева развивается дальше, и в 1987 году торжественно открывается его скульптурная композиция «Первопроходцам Заполярья» в посёлке Рудник — месте первой промышленной добычи угля. Этот посёлок, с которого начиналась Воркута, разделил судьбу многих российских неперспективных населенных пунктов: ныне он закрыт. В начале 2000-х гг. при сокращении геологической службы Воркуты и ликвидации посёлка Рудник скульптура геолога была распилена и перевезена в Сыктывкар. Памятник, поменяв прописку из «столицы мира» на столицу Коми, Сыктывкар, изменил и название «Геологам Севера». В августе 2005 года он был установлен в сквере перед зданием Горногеологической компании «Миреко» (минеральные ресурсы Коми) и ООО «Комигеология» (ныне ООО «Полярноуралгеология») по ул. Громова, 75. После закрытия «Миреко» монумент вынужден был покинуть площадь и на годы погрузиться в ожидание восстановления по новому адресу. Процесс восстановления начался в 2024 году и движется с большим трудом, на данный момент в Сыктывкаре выбирается подходящая площадка для этого памятника.

Когда мы рассматриваем героев Пылаева — шахтеров, геологов, строителей, монтажников, газовиков, литейщиков, горноспасателей, то такое, казалось бы, безликое определение, как «производственная тема», наполняется биением живого пульса современности, на наших глазах становящейся историей.
Фото: личный архив Пылаевых.
Фото: личный архив Пылаевых.
Историю Воркуты, созданную скульптором, хранят и экспонируют её музеи: Воркутинский музейно-выставочный центр, музей ВДТ имени Б. А. Мордвинова, музей арктического горно-политехнического колледжа и профессионально-технического училища № 3, объединённого музея компании «ВоркутаУголь» и учреждения «Полярноуралгеология», музей Воркутинского механического завода и Военизированной горноспасательной части.

Главный жанр в творчестве Пылаева — портрет. Портретами являются многие памятники, надгробия и мемориальные доски. Скульптор создал портреты героев Великой Отечественной войны В. И. Дончука, В. П. Кислякова, С. П. Черепанова, М. А. Бабикова, И. С. Гаврилова, А. И. Щипачкина, З. Космодемьянской, героев-афганцев И. Н. Красотина, С. Н. Ногина, героев Воркуты П. Ф. Ерахова, А. М. Матвеева, героев-шахтёров И. И. Сорочинского, Г. В. Моисеева, патриотов Воркуты: поэта В. И. Гринера. фотокора Р. Д. Юнитера, героев-геологов А. А. Чернова и Г. А. Чернова, композиторов Д. Д. Шостаковича и Н.А. Римского-Корсакова, первого космонавта Земли Ю. А. Гагарина, а также выдающихся представителей коми народа: великого ученого Питирима Сорокина, писателя и создателя национального театра Коми Виктора Савина, гордости академической филармонии нашего региона, певицы В. В. Есевой, легендарного музыканта В. П. Морозова, чье имя теперь носит ансамбль «Асъя кыа», и многие-многие другие портреты деятелей прошлого и своих современников.
Фото: личный архив Пылаевых.
Нам, сегодняшним служителям Воркутинского драматического театра, особо хочется отметить портреты артистки Ивы Владимировны Шварберг и актёра, режиссёра Геннадия Ивановича Щербакова.
Пылаев Игорь Валентинович. Портрет актрисы И.В. Шварцберг. Фото.
В портретных работах скульптор сосредотачивает свое внимание на поисках наиболее характерных деталей, выразительных жестов. Этим отличаются портреты графика Анатолия Павловича Бухарова, ученого-геолога Александра Александровича Чернова, доктора Валерия Рубцова, актрисы Ивы Владимировны Шварцберг, фотокора Романа Дмитриевича Юнитера.

Игорь Пылаев — из тех художников, глядя на произведения которых, мы воочию представляем великие масштабы нашего времени. В состав его творческого наследия вошли галерея героев войны и военных действий (портреты, мемориальные доски, 27 единиц), галерея героев труда (портреты, мемориальные доски, 28 ед.), галерея работников искусства и культуры (портреты, мемориальные доски, 20 ед.), мемориальная скульптура (20 ед.), станковая жанровая скульптура (более 100 ед.), монументальная и декоративно-монументальная скульптура (более 40 ед.), а также эскизы и макеты оформления театральных постановок, эстрадных программ и массовых зрелищ (более 200 ед.).
Фото: личный архив Пылаевых.
В 1994 году, после 30-ти лет жизни и творчества в Воркуте, художник с семьёй переехал в Сыктывкар. С 1971 по 2001 годы Игорь Валентинович Пылаев создал более тридцати памятных и мемориальных досок, установленных в городах Воркута, Сыктывкар, Микунь, в селах Усть-Цильма, Замежное, Куратово, Турья, Сергеево-Щелья, Вогваздино, Среднее Бугаево, станции Ошвор и Елецкая, деревнях Скитская, Новый Бор и Синегорье, на вершинах Полярного Урала Рай-Из и Пайер. Диапазон их необычайно широк: от небольших памятников до мемориального комплекса на станции Ошвор. Эти произведения монументальной скульптуры стали культурными и духовными центрами в местах их создания.

С 1966 года И. В. Пылаев — участник городских, республиканских, зональных, российских и международных художественных выставок, с 1980-го — член Союза художников СССР, тогда же был избран председателем Воркутинского отделения Художественного фонда Коми АССР. В 1993 году за заслуги в развитии изобразительного и театрального искусства И. В. Пылаеву было присвоено почетное звание «Заслуженный деятель искусств Республики Коми», в 1997 году он стал стипендиатом Главы Республики Коми Ю. А. Спиридонова. В 1994 году работы Воркутинского периода были переданы лично Пылаевым И.В. в ВМВЦ.
Фото: личный архив Пылаевых.
В 2002 году Игорь Валентинович полностью утрачивает зрение — травма, полученная при изготовлении памятной стелы А. А. Чернову в Воркуте, стала роковой. Что такое художнику полностью ослепнуть? Это как композитору потерять слух или лётчику — ноги, это буквально по строкам Анны Ахматовой:

«Нам свежесть слов и чувства простоту
Терять не то ль, что живописцу — зренье,
Или актеру — голос и движенье,
А женщине прекрасной — красоту?..».

Потеряв зрение, скульптор не смог работать дальше. И, как рассказала его вдова А. П. Пылаева, мастерскую Игоря Пылаева в сыктывкарском Доме художника вскрыли, работы, личные вещи и часть библиотеки увезли в сарай в пос. Краснозатонском. Антонина Петровна долго потом собирала их по всему городу. Часть, увы, была украдена, потеряна…

Но несмотря на невозможность Игоря Пылаева творить дальше и утрату части работ, движение в его творчестве продолжается. В 2003-м в Микуне открывается обелиск «Борцам фронта и труженикам тыла», в 2005-м в Сыктывкаре — скульптурная композиция «Геологам Севера» (там самая, которая изначально создавалась под названием «Первопроходцам Заполярья» для поселка Рудник). В 2006–2013 годах работы художника принимают участие в ряде городских, республиканских, зональных, всероссийских выставок: «Российский Север» в Вологде (2003), «Россия 10» в Москве (2004), «Война и судьбы» в Сыктывкаре (2005).

В 2006, 2007 и 2012 годах в столице Коми проходят персональные выставки И. В. Пылаева — их площадками стали Сыктывкарский педагогический колледж № 1 им. И. А. Куратова, литературно-театральный музей им. Н. М. Дьяконова и ЦКИ «Югор». 

В 2013 г. в Коми республиканской типографии издан большой книжный фолиант — каталог работ художника «Скульптор и его время», автор и составитель — супруга Игоря Валентиновича, Антонина Петровна Пылаева.

10 лет назад — 4 августа 2015 года, в возрасте 80 лет Игорь Валентинович ушёл из жизни в Сыктывкаре. Похоронен там же на Центральном кладбище города. В столице Коми живут его вдова Антонина Петровна — дирижёр, хормейстер, также оставившая яркий след в культуре нашего заполярного города, и дочь Валентина.

В 2017 году вдова скульптора передала его архив в Национальный архив Республики Коми, а ещё часть архива в 2022 году передала в архив г. Воркуты. Тогда же А. П. Пылаева передала работы скульптора сыктывкарского периода творчества в Воркутинский МВЦ, и в апреле–мае того же 2022-го в ВМВЦ прошла персональная выставка Игоря Пылаева «Северная звезда».

Фотоальбом работ И. В. Пылаева (автор альбома Дмитрий Напалков).

Клип о скульпторе от Национального архива Республики Коми.

Статью подготовила Ирина Самар