Герои Коми: Александр Соломонович Клейн
«На самом деле я родился 23 ноября 1921 года. Но был такой бардак, что записали меня 20 марта 1922 года. В документе об усыновлении почему-то меня поставили 15-м апреля, в справочнике поставили 30 марта. Все хотят меня омолодить», — так говорил он о себе.
Три года назад, 20 марта 2022 года, в ряде СМИ Коми и на страницах соцсетей вышло много публикаций про Александра Соломоновича Клейна — актёра, поэта, прозаика, драматурга, автора книг для детей, искусствоведа, театроведа, театрального критика и педагога, консультанта Коми отделения Всесоюзного театрального общества (нынешнего СТД), кандидата искусствоведения, члена Союзов писателей и театральных деятелей СССР и России, заслуженного работника культуры Республики Коми… Те статьи и заметки были приурочены к 100-летию со дня рождения выдающегося деятеля, которому выпала невероятная, фантастическая, баснословная судьба.
Но в его документы с детства вкралась ошибка: на самом деле этот человек родился почти на четыре месяца раньше, чем его записали. Однако мы решили поговорить о нём именно сегодня: продолжить, так сказать, традицию. Тем более что завтра, 21 марта — День кукольника, а Александр Соломонович был актёром Государственного театра кукол РК в 1957–1964 гг., писал для него пьесы. Наш театр помнит Александра Клейна, потому что здесь были поставлены его пьесы «Волшебный хорей» и «Ожерелье Сюдбея».
Три года назад, 20 марта 2022 года, в ряде СМИ Коми и на страницах соцсетей вышло много публикаций про Александра Соломоновича Клейна — актёра, поэта, прозаика, драматурга, автора книг для детей, искусствоведа, театроведа, театрального критика и педагога, консультанта Коми отделения Всесоюзного театрального общества (нынешнего СТД), кандидата искусствоведения, члена Союзов писателей и театральных деятелей СССР и России, заслуженного работника культуры Республики Коми… Те статьи и заметки были приурочены к 100-летию со дня рождения выдающегося деятеля, которому выпала невероятная, фантастическая, баснословная судьба.
Но в его документы с детства вкралась ошибка: на самом деле этот человек родился почти на четыре месяца раньше, чем его записали. Однако мы решили поговорить о нём именно сегодня: продолжить, так сказать, традицию. Тем более что завтра, 21 марта — День кукольника, а Александр Соломонович был актёром Государственного театра кукол РК в 1957–1964 гг., писал для него пьесы. Наш театр помнит Александра Клейна, потому что здесь были поставлены его пьесы «Волшебный хорей» и «Ожерелье Сюдбея».
На дворе Год героев Коми, и сегодня в посвящённой ему рубрике поговорим об одном из героев театральной, литературной Воркуты, который стал известным деятелем культуры и искусства всего нашего северного региона.
Настоящее его имя — Рафаил Соломонович Клейн, имя Александр он взял в качестве литературного и сценического псевдонима. Родился в Киеве в семье врачей. Родители, Соломон Ильич и Дина Яковлевна, умерли ещё до того, как Рафа пошёл в школу, и мальчика взял на воспитание бездетный брат отца — киевский микробиолог с мировым именем, профессор Академии наук Украинской ССР Борис Ильич Клейн. Учился Рафаил прекрасно, обладал феноменальной памятью. Очень много читал, за годы учебы в школе освоил в совершенстве немецкий и французский языки (знание первого много раз спасёт ему жизнь — об этом, в частности, ярко сказано в его книге «Дитя смерти»). Ну и русским, украинским языками по умолчанию владел великолепно.
А ещё с юного возраста Рафа проявлял актёрские наклонности. И артисты, часто гостившие у Б. И. Клейна, советовали парню поступать в театральный. В 1938 году Бориса Ильича второй раз арестовали, и его племяннику не оставалось возможности дальше жить в Киеве. Пришлось переехать в Куйбышев, нынешнюю Самару, к другому дяде — по маме, врачу Арону Цитронблату. По окончании школы в Куйбышеве он поступил учиться на актёра в только что созданный Ленинградский государственный театральный институт.
Однако прекрасные студенческие годы в городе на Неве оборвала война. В июле 1941-го 19-летний Рафаил Клейн, сдав экзамены за 2-й курс, вместе с группой студентов своего вуза записался добровольцем в составе 1-й Дивизии народного ополчения. Был пулемётчиком, участвовал в боях под Ленинградом и в Новгородской области. Однако в конце сентября-начале октября 1941-го в боях на Лужском рубеже был контужен и при выходе из окружения попал в плен. Он не мог сказать фашистам о своём еврейском происхождении: это означало бы неминуемую смерть, и потому назвался русским парнем Александром Степановым, а затем Александром Ксениным. Бежать пробовал несколько раз, но удалось это лишь с четвёртой или пятой попытки в январе 1944-го. А попав в советский тыл, прошёл, как многие другие бывшие военнопленные, несколько кругов ада. 26 января 1944-го — арест, допросы в СМЕРШе, инсценировка расстрела, следствие в Ленинграде. Военный трибунал приговорил его к смертной казни, и 24 дня Рафаил Клейн провёл в камере смертников. А 14 мая 1944 года ему зачитали окончательный приговор по 58-й статье: замена расстрела 20-ю годами каторжных работ.
Начались мытарства приговорённого по этапам, пересылкам, зонам. Вначале была одна из самых страшных тюрем еще со времен Российской империи — Александровский централ в Иркутской области, затем Златоустовская режимная тюрьма, после неё каторга Сиблага — стройка плотины в Кемеровской области. И в январе 1951-го его привезли на продолжение каторги в Воркуту — она оказалась городом последних лет неволи и обретения долгожданной свободы.
Здесь заключённого Клейна определили в ОЛП при шахте № 26. По прибытии на вопрос о специальности он честно ответил: «Актёр» — и это тоже спасло ему жизнь. Его, совсем изможденного, освободили от тяжелого физического труда и дали возможность вернуться на сцену, которая располагалась в столовой ОЛПа. К этому времени в нашем, Воркутинском музыкально-драматическом театре шёл уже восьмой сезон. Давно покинули город Борис Мордвинов и Михаил Мальцев, а их детище продолжало работать. Однако у Рафаила Клейна, как у заключённого с большим сроком, не было шанса туда попасть. Но при каждом ОЛПе имелась культурно-воспитательная часть (КВЧ), где выступали артисты в статусе ЗК. Между работой в шахтах № 26, 25, 4 играл в такой КВЧ и Клейн, начав там писать одноактные шуточные пьесы. Так было до лета 1954-го, когда после очередной реорганизации не появилась Центральная культбригада КВЧ Воркутлага, куда включили и Рафаила Соломоновича. Он выступал со скетчами, музыкальными фельетонами, зачастую вёл концертные программы. А с 1955-го культбригада стала резко таять: заключенные артисты выходили на свободу. Рафаила Клейна освободили 25 ноября того же года по амнистии. Ему дали право проживания в любой точке СССР и деньги для проезда в Киев в общем вагоне.
Однако Клейн решил остаться в Воркуте. Может, привык к этому городу, а может, и полюбил его… Но надо было найти здесь работу. Ещё в заключении какой-то период Клейн вёл колонку в газете Воркутлага «Заполярная кочегарка», где рассказывал о производственных показателях передовых шахт. Он попробовал устроиться в городскую газету «Заполярье», но туда его взяли лишь внештатным корреспондентом. Рафаил вёл рубрику «Шахтёрские крокодилы», писал очерки, фельетоны, стихи под различными псевдонимами. Работал в «Заполярье» и корректором. Познакомился с Григорием Литинским — первым завлитом Воркутинского музыкально-драматического театра, собирал материалы по истории нашего учреждения. Работал библиотекарем в ОЛПе и художественным руководителем клуба шахты № 4.
А затем основным местом службы для Рафаила-Александра Клейна стал Воркутинский театр кукол. Он, как и Воркутинский музыкально-драматический театр, родился в ГУЛАГе и в декабре 1955-го получил статус профессионального. В нашем театре на тот момент вакансий не было: с 1953-го учреждение уже работало в статусе драматического с небольшим штатом, в апреле 1956-го оно перейдёт в ведение Минкультуры Коми АССР. А в театр кукол Клейна в 1957 г. приняли.
Настоящее его имя — Рафаил Соломонович Клейн, имя Александр он взял в качестве литературного и сценического псевдонима. Родился в Киеве в семье врачей. Родители, Соломон Ильич и Дина Яковлевна, умерли ещё до того, как Рафа пошёл в школу, и мальчика взял на воспитание бездетный брат отца — киевский микробиолог с мировым именем, профессор Академии наук Украинской ССР Борис Ильич Клейн. Учился Рафаил прекрасно, обладал феноменальной памятью. Очень много читал, за годы учебы в школе освоил в совершенстве немецкий и французский языки (знание первого много раз спасёт ему жизнь — об этом, в частности, ярко сказано в его книге «Дитя смерти»). Ну и русским, украинским языками по умолчанию владел великолепно.
А ещё с юного возраста Рафа проявлял актёрские наклонности. И артисты, часто гостившие у Б. И. Клейна, советовали парню поступать в театральный. В 1938 году Бориса Ильича второй раз арестовали, и его племяннику не оставалось возможности дальше жить в Киеве. Пришлось переехать в Куйбышев, нынешнюю Самару, к другому дяде — по маме, врачу Арону Цитронблату. По окончании школы в Куйбышеве он поступил учиться на актёра в только что созданный Ленинградский государственный театральный институт.
Однако прекрасные студенческие годы в городе на Неве оборвала война. В июле 1941-го 19-летний Рафаил Клейн, сдав экзамены за 2-й курс, вместе с группой студентов своего вуза записался добровольцем в составе 1-й Дивизии народного ополчения. Был пулемётчиком, участвовал в боях под Ленинградом и в Новгородской области. Однако в конце сентября-начале октября 1941-го в боях на Лужском рубеже был контужен и при выходе из окружения попал в плен. Он не мог сказать фашистам о своём еврейском происхождении: это означало бы неминуемую смерть, и потому назвался русским парнем Александром Степановым, а затем Александром Ксениным. Бежать пробовал несколько раз, но удалось это лишь с четвёртой или пятой попытки в январе 1944-го. А попав в советский тыл, прошёл, как многие другие бывшие военнопленные, несколько кругов ада. 26 января 1944-го — арест, допросы в СМЕРШе, инсценировка расстрела, следствие в Ленинграде. Военный трибунал приговорил его к смертной казни, и 24 дня Рафаил Клейн провёл в камере смертников. А 14 мая 1944 года ему зачитали окончательный приговор по 58-й статье: замена расстрела 20-ю годами каторжных работ.
Начались мытарства приговорённого по этапам, пересылкам, зонам. Вначале была одна из самых страшных тюрем еще со времен Российской империи — Александровский централ в Иркутской области, затем Златоустовская режимная тюрьма, после неё каторга Сиблага — стройка плотины в Кемеровской области. И в январе 1951-го его привезли на продолжение каторги в Воркуту — она оказалась городом последних лет неволи и обретения долгожданной свободы.
Здесь заключённого Клейна определили в ОЛП при шахте № 26. По прибытии на вопрос о специальности он честно ответил: «Актёр» — и это тоже спасло ему жизнь. Его, совсем изможденного, освободили от тяжелого физического труда и дали возможность вернуться на сцену, которая располагалась в столовой ОЛПа. К этому времени в нашем, Воркутинском музыкально-драматическом театре шёл уже восьмой сезон. Давно покинули город Борис Мордвинов и Михаил Мальцев, а их детище продолжало работать. Однако у Рафаила Клейна, как у заключённого с большим сроком, не было шанса туда попасть. Но при каждом ОЛПе имелась культурно-воспитательная часть (КВЧ), где выступали артисты в статусе ЗК. Между работой в шахтах № 26, 25, 4 играл в такой КВЧ и Клейн, начав там писать одноактные шуточные пьесы. Так было до лета 1954-го, когда после очередной реорганизации не появилась Центральная культбригада КВЧ Воркутлага, куда включили и Рафаила Соломоновича. Он выступал со скетчами, музыкальными фельетонами, зачастую вёл концертные программы. А с 1955-го культбригада стала резко таять: заключенные артисты выходили на свободу. Рафаила Клейна освободили 25 ноября того же года по амнистии. Ему дали право проживания в любой точке СССР и деньги для проезда в Киев в общем вагоне.
Однако Клейн решил остаться в Воркуте. Может, привык к этому городу, а может, и полюбил его… Но надо было найти здесь работу. Ещё в заключении какой-то период Клейн вёл колонку в газете Воркутлага «Заполярная кочегарка», где рассказывал о производственных показателях передовых шахт. Он попробовал устроиться в городскую газету «Заполярье», но туда его взяли лишь внештатным корреспондентом. Рафаил вёл рубрику «Шахтёрские крокодилы», писал очерки, фельетоны, стихи под различными псевдонимами. Работал в «Заполярье» и корректором. Познакомился с Григорием Литинским — первым завлитом Воркутинского музыкально-драматического театра, собирал материалы по истории нашего учреждения. Работал библиотекарем в ОЛПе и художественным руководителем клуба шахты № 4.
А затем основным местом службы для Рафаила-Александра Клейна стал Воркутинский театр кукол. Он, как и Воркутинский музыкально-драматический театр, родился в ГУЛАГе и в декабре 1955-го получил статус профессионального. В нашем театре на тот момент вакансий не было: с 1953-го учреждение уже работало в статусе драматического с небольшим штатом, в апреле 1956-го оно перейдёт в ведение Минкультуры Коми АССР. А в театр кукол Клейна в 1957 г. приняли.
Очень скоро новый артист стал писать для этой сцены драматические произведения. Взял себе сценический и писательский псевдоним «Александр Клейн» — в память о том, как называл себя Сашей в фашистском плену. Его пьеса «Ракета «Пионер» (1961) сразу разошлась по многим кукольным театрам страны и принесла успех. Кстати, очень интересны и отчасти забавны его воспоминания, как тогда эту пьесу приняли коллеги автора в родном Воркутинском театре кукол.
Также успешными стали пьесы (драматические сказки) по мотивам коми фольклора: «Камень жизни» (1961), которая была поставлена Московским ТЮЗом и показана по центральному телевидению, «Тайна Хэстэ» (1965), «Ожерелье Сюдбея» (1973). Две последние пьесы Клейн написал уже в Сыктывкаре, куда перебрался в 1964 году. Были также пьесы «Волшебный хорей», повесть-сказка «Волшебный камень и книга Белой совы». В архивах нашего театре сохранились программки и фото со спектакля по его пьесе «Волшебный хорей», перечень спектаклей репертуара, где фигурирует «Ожерелье Сюдбея».
Также успешными стали пьесы (драматические сказки) по мотивам коми фольклора: «Камень жизни» (1961), которая была поставлена Московским ТЮЗом и показана по центральному телевидению, «Тайна Хэстэ» (1965), «Ожерелье Сюдбея» (1973). Две последние пьесы Клейн написал уже в Сыктывкаре, куда перебрался в 1964 году. Были также пьесы «Волшебный хорей», повесть-сказка «Волшебный камень и книга Белой совы». В архивах нашего театре сохранились программки и фото со спектакля по его пьесе «Волшебный хорей», перечень спектаклей репертуара, где фигурирует «Ожерелье Сюдбея».
«Волшебный хорей» обложка
«Волшебный хорей» программка
«Волшебный хорей» На фото: Валентина Чумак (Муса), Татьяна Захарова (Подруга)
«Волшебный хорей» На фото: Валентина Чумак (Муса)
«Волшебный хорей» На фото: Николай Харитонов (Рака), Наталья Тогоева (Женщина)
Репертуар сентябрь-октябрь 1977 г., 35 театральный сезон Воркутинского государственного драматического театра
Репертуар сентябрь-октябрь 1977 г., 35 театральный сезон Воркутинского государственного драматического театра
В Воркуте А. Клейн провёл 13 лет жизни: четыре в неволе и девять на свободе, из них семь лет — в качестве актёра театра кукол и начинающего поэта, драматурга, журналиста… «Заполярной кочегарке» Александр Клейн посвятил такие строки:
…Приводила дорога крутая
В необжитые эти места.
Я с тобой замерзал и оттаивал,
И с тобой возмужал, Воркута.
Как твердыней, захваченной с бою,
Что невольно склонила главу,
Я сегодня любуюсь тобою
И своим этот город зову.
И куда б мои дни не летели,
А тебя, Воркута, не забыть,
Я стоял у твоей колыбели,
Ты и после меня будешь жить.
В 1958 г. Александр Соломонович вступил Союз писателей и Союз театральных деятелей. В 1959 году съездил в Москву, где встретился и подружился с известным писателем и сценаристом, председателем комиссии по детской литературе Союза писателей СССР Львом Кассилем. Кассиль писал рецензии на детские пьесы-сказки Александра Соломоновича и семь лет добивался восстановления его в правах. Наконец, в 1966 году Александра Клейна реабилитировали. Не только вернули ему доброе имя (спустя 22 года!), но и, как бойцу народного ополчения, присвоили звание ветерана Великой Отечественной войны, вернули положенные награды, главная из которых — медаль «За оборону Ленинграда». В 1985-м, в год 40-летия Победы, Рафаил Соломонович был награжден Орденом Отечественной войны II степени, у него множество званий и поощрений.
В 1969 г. (в возрасте 47 лет) Р. С. Клейн окончил театроведческий факультет Ленинградского института театра, музыки и кинематографии. В 1987 г. защитил диссертацию на учёную степень кандидата искусствоведения. Работал в Коми республиканской филармонии артистом и режиссёром. Однажды на гастролях Воркутинского театра выступил на сцене в роли героя собственной пьесы-сказки «Камень жизни». С 1974 по 2000 годы преподавал в Сыктывкарском культпросветучилище (ныне Колледж культуры им. В. П. Чисталёва) сценическую речи и мировую художественную культуру. Студенты обожали этого преподавателя — умного, эрудированного, с поистине энциклопедическими знаниями (мы же помним про его великолепную память) и невероятным чувством юмора! Параллельно он писал критические статьи как театровед. Стал автором первых в истории Коми монографий о легендарных актерах Академического театра драмы им. В. Савина Глафире Сидоровой, Иване Аврамове, Игоре Кривошеине. Был активным участником редколлегий нескольких энциклопедий Республики Коми, автором статей для мартиролога «Покаяние» и книги «Связь времен», много переводил коми поэтов Серафима Попова, Альберта Ванеева. И выпускал книги стихов и мемуарной прозы.
В 1991 году удостоен почётного звания «Заслуженный работник Республики Коми». В 1992-м вышел его поэтический сборник «Мой номер 2П-904», куда вошли стихи и поэма. Также были опубликованы сборники его стихов «Земное тяготение» и «Секунды». Стихи А. Клейна публиковались в коллективных сборниках, в местных и центральных журналах.
Одним из ярких событий культурной жизни Коми в 1993-м стал выход его книги «Дитя смерти», где автор рассказал без прикрас про свои злоключения в немецком плену. Автору этих строк посчастливилось присутствовать на её презентации в Сыктывкаре, в зале Коми республиканской филармонии в январе 1994-го, и те моменты вспоминаются до сих пор. Как и сама книга, оставившая неизгладимое впечатление… В 1995-м вышли записки каторжника «Клейменые, или Один среди одиноких» о сталинском ГУЛАГе. В 1997-м вышла книга «Улыбки неволи (Невыдуманная жизнь. События. Судьбы. Случаи)», где автор в своеобразном ракурсе обрисовал малоизвестные, подчас анекдотические стороны жизни заключенных в немецких и советских лагерях. В этот сборник включены главы из ранее вышедших книг «Дитя смерти» и «Клейменые».
Рафаил (Александр) Соломонович прожил долгую жизнь, особенно если учесть, сколько испытаний перенесли его тело и душа. Уже будучи глубоким стариком, Александр Соломонович сохранял ясный ум (мог часами цитировать классиков) и чувство юмора, а про себя горестно шутил: «Клейн ты мой опавший…». Правда, в последние годы прошлые травмы и болезни давали о себе знать: у Александра Соломоновича тряслись руки и голова, к концу жизни он совсем ослеп, узнавал знакомых лишь по голосу. И, конечно, преподавать уже не мог, но продолжал сочинять стихи, держа их в памяти.
Из жизни он тихо ушёл в Сыктывкаре на 88-м году жизни — 8 апреля 2009 года, в Песах (праздник еврейской Пасхи). Его семьёй на тот момент были супруга Светлана, на 30 лет моложе мужа, которая руководила небольшим любительским театром, и единственная дочь Ксения, названная в память о «фамилии» Клейна, которой он назывался фашистам в плену…
Александром Клейном написано много стихотворений, пьес, больших прозаических произведений. Одних только пьес-сказок — десять, из них семь — по мотивам коми фольклора. Плюс три поэтических сборника, три автобиографические книги воспоминаний, многое другое.
И про Александра Клейна написано тоже много. Взять хотя бы публикации трёхлетней давности. Вот что пишет главный библиотекарь Центральной городской библиотеки г. Воркуты им. А. Пушкина Ольга Викторовна Зайцева:
«11 декабря 1955 года — день станет отправной точкой его литературной карьеры — в газете «Заполярье» публикуется первая подборка стихов начинающего поэта Александра Клейна. О чем стихи? Названия говорят сами за себя — «Первые дома Воркуты», «Шахтерский город», «На катке», «Письмо». Наверное, поэтому Рафаил Соломонович всегда очень любил Воркуту, газету «Заполярье» — именно этот город дал первое благословение его творчеству, именно здесь началось становление А. Клейна как поэта.
12 декабря 1955 года при газете «Заполярье» состоялось первое собрание литературной группы (предшественника литературного объединение «Сполохи» (ЛИТО). Молодой артист и поэт Александр Клейн стал активным участником этого литературного общества. Впоследствии он станет главным хранителем истории группы, статьи к ее юбилеям будут публиковаться им в газетах.
18 ноября 1956 года в читальном зале городской библиотеки им. А. С. Пушкина состоялся первый в истории города литературный вечер объединения, где впервые прочел свои стихи и А. Клейн. Его поэтическое творчество было тесно связано с Заполярьем, посвящено людям сурового северного края.
Клейн станет одним из авторов-составителей первой книги стихов участников воркутинского литературного объединения, которая выйдет в 1958 году. У неё характерное северное название — «Под полярной звездой». Это небольшое издание в мягкой обложке, обозначенное как литературное приложение к газете «Заполярье», почти на 20 лет станет единственным поэтическим сборником Воркуты…»
И она же: «Для Воркуты Александр Клейн еще при жизни стал безусловной легендой, человеком, выстроившим литературно-культурную составляющую местного сообщества. Его статьи по истории воркутинских театров — драматического и театра кукол — сегодня являются, пожалуй, единственными документами, полно и подробно отражающими события не столь отдаленного прошлого. Обширно литературное наследие: Александр Клейн издал три сборника стихов, три автобиографические книги воспоминаний, по которым можно воссоздать эпоху, труды по истории коми театра, монографии-портреты известных актёров. А еще он оставил всем, кто его знал и когда-либо с ним встречался по жизни, какой-то лучик тепла, света, удивительного жизнелюбия, умения радоваться жизни во всех ее проявлениях».
Еще в 2018 году в Воркутинской библиотеке им. А. Пушкина прошла литературная гостиная, посвящённая А. Клейну, с презентацией книги о нём «Два имени на круге вечном». Заметки к 100-летию А. Клейна опубликовал и Литературно-театральный музей им. Н. М. Дьяконова.
В ноябре 2022 года в Сыктывкаре состоялся первый Межрегиональный подростковый театральный фестиваль «TeenFest», посвящённый памяти А. С. Клейна. Его организатором стал Коми республиканский колледж культуры им. Чисталева — то самое заведение, где Александр Соломонович преподавал четверть века.
ЕЩЁ ПОЧИТАТЬ ПРО А. КЛЕЙНА:
В снежном северном краю,
Но сегодня соснам смуглым
Предпочтенье отдаю.
Вкруг меня стволы все чаще,
И румяны, и круглы,
Я дышу в кавказской чаще
Пряным запахом смолы.
Нежно, шепотом влюбленным,
Чуть склоняясь, с высоты
Шлют привет густые кроны
Гражданину Воркуты.
И сквозь пальцы веток тяжких,
Ослепительность храня,
Лупоглазою ромашкой
Солнце смотрит на меня.
И ещё одно четверостишие:
Ушли под конвоем за серые стены
Мои молодые года.
Мне снились и снятся побеги из плена,
А из Воркуты — никогда.
Идёт Год героев Коми. И мы вспомнили одного из тех, кто не по своей воле попал на Север, однако смог выстоять и стать одним из настоящих героев нашего заполярного города, республики, да и в целом страны. Прошедшего тяготы и испытания судьбы на фронте, в плену и лагерях, но сохранившего себя, человечность и жизнелюбие, оптимизм и юмор. А также свои способности и таланты, которые, насколько мог, использовал для блага своих сограждан, многих поколений студентов, став значительной частью истории искусства и культуры Коми и России.
Ирина Самар
…Приводила дорога крутая
В необжитые эти места.
Я с тобой замерзал и оттаивал,
И с тобой возмужал, Воркута.
Как твердыней, захваченной с бою,
Что невольно склонила главу,
Я сегодня любуюсь тобою
И своим этот город зову.
И куда б мои дни не летели,
А тебя, Воркута, не забыть,
Я стоял у твоей колыбели,
Ты и после меня будешь жить.
В 1958 г. Александр Соломонович вступил Союз писателей и Союз театральных деятелей. В 1959 году съездил в Москву, где встретился и подружился с известным писателем и сценаристом, председателем комиссии по детской литературе Союза писателей СССР Львом Кассилем. Кассиль писал рецензии на детские пьесы-сказки Александра Соломоновича и семь лет добивался восстановления его в правах. Наконец, в 1966 году Александра Клейна реабилитировали. Не только вернули ему доброе имя (спустя 22 года!), но и, как бойцу народного ополчения, присвоили звание ветерана Великой Отечественной войны, вернули положенные награды, главная из которых — медаль «За оборону Ленинграда». В 1985-м, в год 40-летия Победы, Рафаил Соломонович был награжден Орденом Отечественной войны II степени, у него множество званий и поощрений.
В 1969 г. (в возрасте 47 лет) Р. С. Клейн окончил театроведческий факультет Ленинградского института театра, музыки и кинематографии. В 1987 г. защитил диссертацию на учёную степень кандидата искусствоведения. Работал в Коми республиканской филармонии артистом и режиссёром. Однажды на гастролях Воркутинского театра выступил на сцене в роли героя собственной пьесы-сказки «Камень жизни». С 1974 по 2000 годы преподавал в Сыктывкарском культпросветучилище (ныне Колледж культуры им. В. П. Чисталёва) сценическую речи и мировую художественную культуру. Студенты обожали этого преподавателя — умного, эрудированного, с поистине энциклопедическими знаниями (мы же помним про его великолепную память) и невероятным чувством юмора! Параллельно он писал критические статьи как театровед. Стал автором первых в истории Коми монографий о легендарных актерах Академического театра драмы им. В. Савина Глафире Сидоровой, Иване Аврамове, Игоре Кривошеине. Был активным участником редколлегий нескольких энциклопедий Республики Коми, автором статей для мартиролога «Покаяние» и книги «Связь времен», много переводил коми поэтов Серафима Попова, Альберта Ванеева. И выпускал книги стихов и мемуарной прозы.
В 1991 году удостоен почётного звания «Заслуженный работник Республики Коми». В 1992-м вышел его поэтический сборник «Мой номер 2П-904», куда вошли стихи и поэма. Также были опубликованы сборники его стихов «Земное тяготение» и «Секунды». Стихи А. Клейна публиковались в коллективных сборниках, в местных и центральных журналах.
Одним из ярких событий культурной жизни Коми в 1993-м стал выход его книги «Дитя смерти», где автор рассказал без прикрас про свои злоключения в немецком плену. Автору этих строк посчастливилось присутствовать на её презентации в Сыктывкаре, в зале Коми республиканской филармонии в январе 1994-го, и те моменты вспоминаются до сих пор. Как и сама книга, оставившая неизгладимое впечатление… В 1995-м вышли записки каторжника «Клейменые, или Один среди одиноких» о сталинском ГУЛАГе. В 1997-м вышла книга «Улыбки неволи (Невыдуманная жизнь. События. Судьбы. Случаи)», где автор в своеобразном ракурсе обрисовал малоизвестные, подчас анекдотические стороны жизни заключенных в немецких и советских лагерях. В этот сборник включены главы из ранее вышедших книг «Дитя смерти» и «Клейменые».
Рафаил (Александр) Соломонович прожил долгую жизнь, особенно если учесть, сколько испытаний перенесли его тело и душа. Уже будучи глубоким стариком, Александр Соломонович сохранял ясный ум (мог часами цитировать классиков) и чувство юмора, а про себя горестно шутил: «Клейн ты мой опавший…». Правда, в последние годы прошлые травмы и болезни давали о себе знать: у Александра Соломоновича тряслись руки и голова, к концу жизни он совсем ослеп, узнавал знакомых лишь по голосу. И, конечно, преподавать уже не мог, но продолжал сочинять стихи, держа их в памяти.
Из жизни он тихо ушёл в Сыктывкаре на 88-м году жизни — 8 апреля 2009 года, в Песах (праздник еврейской Пасхи). Его семьёй на тот момент были супруга Светлана, на 30 лет моложе мужа, которая руководила небольшим любительским театром, и единственная дочь Ксения, названная в память о «фамилии» Клейна, которой он назывался фашистам в плену…
Александром Клейном написано много стихотворений, пьес, больших прозаических произведений. Одних только пьес-сказок — десять, из них семь — по мотивам коми фольклора. Плюс три поэтических сборника, три автобиографические книги воспоминаний, многое другое.
И про Александра Клейна написано тоже много. Взять хотя бы публикации трёхлетней давности. Вот что пишет главный библиотекарь Центральной городской библиотеки г. Воркуты им. А. Пушкина Ольга Викторовна Зайцева:
«11 декабря 1955 года — день станет отправной точкой его литературной карьеры — в газете «Заполярье» публикуется первая подборка стихов начинающего поэта Александра Клейна. О чем стихи? Названия говорят сами за себя — «Первые дома Воркуты», «Шахтерский город», «На катке», «Письмо». Наверное, поэтому Рафаил Соломонович всегда очень любил Воркуту, газету «Заполярье» — именно этот город дал первое благословение его творчеству, именно здесь началось становление А. Клейна как поэта.
12 декабря 1955 года при газете «Заполярье» состоялось первое собрание литературной группы (предшественника литературного объединение «Сполохи» (ЛИТО). Молодой артист и поэт Александр Клейн стал активным участником этого литературного общества. Впоследствии он станет главным хранителем истории группы, статьи к ее юбилеям будут публиковаться им в газетах.
18 ноября 1956 года в читальном зале городской библиотеки им. А. С. Пушкина состоялся первый в истории города литературный вечер объединения, где впервые прочел свои стихи и А. Клейн. Его поэтическое творчество было тесно связано с Заполярьем, посвящено людям сурового северного края.
Клейн станет одним из авторов-составителей первой книги стихов участников воркутинского литературного объединения, которая выйдет в 1958 году. У неё характерное северное название — «Под полярной звездой». Это небольшое издание в мягкой обложке, обозначенное как литературное приложение к газете «Заполярье», почти на 20 лет станет единственным поэтическим сборником Воркуты…»
И она же: «Для Воркуты Александр Клейн еще при жизни стал безусловной легендой, человеком, выстроившим литературно-культурную составляющую местного сообщества. Его статьи по истории воркутинских театров — драматического и театра кукол — сегодня являются, пожалуй, единственными документами, полно и подробно отражающими события не столь отдаленного прошлого. Обширно литературное наследие: Александр Клейн издал три сборника стихов, три автобиографические книги воспоминаний, по которым можно воссоздать эпоху, труды по истории коми театра, монографии-портреты известных актёров. А еще он оставил всем, кто его знал и когда-либо с ним встречался по жизни, какой-то лучик тепла, света, удивительного жизнелюбия, умения радоваться жизни во всех ее проявлениях».
Еще в 2018 году в Воркутинской библиотеке им. А. Пушкина прошла литературная гостиная, посвящённая А. Клейну, с презентацией книги о нём «Два имени на круге вечном». Заметки к 100-летию А. Клейна опубликовал и Литературно-театральный музей им. Н. М. Дьяконова.
В ноябре 2022 года в Сыктывкаре состоялся первый Межрегиональный подростковый театральный фестиваль «TeenFest», посвящённый памяти А. С. Клейна. Его организатором стал Коми республиканский колледж культуры им. Чисталева — то самое заведение, где Александр Соломонович преподавал четверть века.
ЕЩЁ ПОЧИТАТЬ ПРО А. КЛЕЙНА:
- на сайте про узников ГУЛАГа
- в журнале «Регион»
- в газете «Трибуна»
- книга Т. Минниковой и Ю. Кожевина «Два имени на круге вечном», посвящённая А. С. Клейну
ЧИТАТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ А. КЛЕЙНА: - «Мой номер 2П-904»
- «Дитя смерти»
- «Клеймёные, или Один среди одиноких: Записки каторжника»
- «Улыбки неволи»
Напоследок хочется снова процитировать стихотворение Александра Клейна.
СКАЗКА
В снежном северном краю,
Но сегодня соснам смуглым
Предпочтенье отдаю.
Вкруг меня стволы все чаще,
И румяны, и круглы,
Я дышу в кавказской чаще
Пряным запахом смолы.
Нежно, шепотом влюбленным,
Чуть склоняясь, с высоты
Шлют привет густые кроны
Гражданину Воркуты.
И сквозь пальцы веток тяжких,
Ослепительность храня,
Лупоглазою ромашкой
Солнце смотрит на меня.
И ещё одно четверостишие:
Ушли под конвоем за серые стены
Мои молодые года.
Мне снились и снятся побеги из плена,
А из Воркуты — никогда.
Идёт Год героев Коми. И мы вспомнили одного из тех, кто не по своей воле попал на Север, однако смог выстоять и стать одним из настоящих героев нашего заполярного города, республики, да и в целом страны. Прошедшего тяготы и испытания судьбы на фронте, в плену и лагерях, но сохранившего себя, человечность и жизнелюбие, оптимизм и юмор. А также свои способности и таланты, которые, насколько мог, использовал для блага своих сограждан, многих поколений студентов, став значительной частью истории искусства и культуры Коми и России.
Ирина Самар