Члены жюри «Золотой Маски»: «Очень приятно, что в Воркуте помнят о своей истории и чтут её»
В воскресенье, 16 марта 2025 года, впервые в истории Воркутинского драматического театра, города Воркуты и республики Коми, на сцене ВДТ имени Б. А. Мордвинова прошёл специальный показ спектакля «Сильва. Дойти до премьеры», который вместе с воркутинскими зрителями посмотрели представители Национальной театральной Премии и Фестиваля «Золотая Маска». Это члены жюри Светлана Витальевна Наборщикова и Сергей Юрьевич Землянский, а также куратор из оргкомитета Яна Георгиевна Егорова. Поддержать подведомственное учреждение в столь волнующий и ответственный момент приехал из Сыктывкара первый заместитель министра культуры и архивного дела Республики Коми Константин Михайлович Баранов. Все гости прибыли в Воркуту буквально за пару часов до начала спектакля.
Показ прошёл при полном зале. Приём зрителей в этот вечер был особенно горячим, аплодисменты длились намного дольше обычного. Знаки поддержки и пожелания успешного показа накануне приходили в театр не только из Воркуты, но и из многих других городов. Театр благодарит всех, кто «болел» за него в этот вечер: эта поддержка очень помогла артистам, сотрудникам цехов и всем остальным, так или иначе задействованным в представлении.
Посмотрев спектакль, на следующий день представители «Золотой Маски» продолжили программу в Воркуте. С утра они побывали на ёмкой обзорной экскурсии по городу, а впечатлениями от неё поделились на пресс-подходе, ответив и на другие вопросы журналистов.
Показ прошёл при полном зале. Приём зрителей в этот вечер был особенно горячим, аплодисменты длились намного дольше обычного. Знаки поддержки и пожелания успешного показа накануне приходили в театр не только из Воркуты, но и из многих других городов. Театр благодарит всех, кто «болел» за него в этот вечер: эта поддержка очень помогла артистам, сотрудникам цехов и всем остальным, так или иначе задействованным в представлении.
Посмотрев спектакль, на следующий день представители «Золотой Маски» продолжили программу в Воркуте. С утра они побывали на ёмкой обзорной экскурсии по городу, а впечатлениями от неё поделились на пресс-подходе, ответив и на другие вопросы журналистов.
На экскурсии гости объехали практически всю Воркуту, которую посетили впервые. Побывали в ныне заброшенном посёлке Рудник, где была первая шахта и откуда начинался город, проехали по районам города, которые в разные годы были её центрами. Вот комментарии Светланы Витальевны и Сергея Юрьевича:
С. В.: Я много езжу по России, но до сих пор не встречала городов, в которых было бы три равноценных центра. Мы были на Руднике, в «сталинском» и новом центрах — по сути, это три разных города. Это сочетание — три разных города в одном — очень впечатляет!
С. Ю.: Впечатления неимоверные. Потому что, с нашим пониманием, что это за край, в каких условиях это всё создавалось, строилось и развивалось — низкий поклон тем, кто это делал.
Что касается впечатлений экспертов от просмотра спектакля — правила «Золотой Маски» запрещают членам жюри высказывать мнение и давать прямые оценки произведению-номинанту в месте проведения показа. Единственная лаконичная фраза о воркутинской «Сильве…» Светланы Наборщиковой: «Спектакль произвёл впечатление». Однако по теме, затронутой в постановке, гости высказались подробнее:
С. В.: — Мне известна история создания этого театра — она обширная, славная. И то, что спектакль обращается к истокам, для меня, как историка театра и музыки, очень важно. Мы должны это чтить, беречь, ценить. И очень приятно, что в Воркуте это делают.
С. Ю.: — Для меня это было открытием, потому что я не знал, какими силами и трудом создавался Воркутинский театр, который до сих пор существует. Для меня это было серьёзное, глубокое, мощное впечатление. Мне кажется, ради таких моментов нашей истории и стоит двигаться, поддерживать, а главное — беречь, ценить и развивать то, что делали наши прадеды.
Как выяснилось, Сергею Землянскому тема Воркутлага откликается лично. По пути в Воркуту он отправил из Ухты фотографии в семейный чат, и его родные отозвались: «Ого, в Воркуте ты посмотришь одно из мест пребывания нашей родни». Оказывается, три деда по материнской линии (родные братья маминой мамы Сергея Юрьевича) сразу по окончании Великой Отечественной войны сидели в Воркуте, о чём он узнал лишь сейчас:
— Они попали в плен, были освобождены, и по приезду на родину их сразу сослали сюда. Здесь они работали в лагерях семь лет. Один, правда, погиб — его зарезали, а двое вернулись. Деда Шуру я до сих пор помню — в детстве ездил к нему в деревню в Челябинской области. Крутой был дед. Когда я тут вижу, в каких условиях они были, у меня мурашки.
Со спектаклями режиссёра Валерия Маркина до «Сильвы…» гости прежде не сталкивались. И с постановками по пьесам Сергея Коробкова — тоже. Хотя имя драматурга им хорошо известно. Вот ответ С. Наборщиковой:
— Сергея Николаевича Коробкова я знаю очень давно. Много лет знала как театрального руководителя, журналиста, редактора. Но с ним, как драматургом, к удивлению своему, имею дело впервые. И для меня было очень приятно, что человек, с которым я давно знакома, которого высоко ценю как специалиста театрального дела, проявил себя и в такой ипостаси.
Для С. Землянского знакомство с С. Коробковым как драматургом также стало приятным открытием.
С. В.: Я много езжу по России, но до сих пор не встречала городов, в которых было бы три равноценных центра. Мы были на Руднике, в «сталинском» и новом центрах — по сути, это три разных города. Это сочетание — три разных города в одном — очень впечатляет!
С. Ю.: Впечатления неимоверные. Потому что, с нашим пониманием, что это за край, в каких условиях это всё создавалось, строилось и развивалось — низкий поклон тем, кто это делал.
Что касается впечатлений экспертов от просмотра спектакля — правила «Золотой Маски» запрещают членам жюри высказывать мнение и давать прямые оценки произведению-номинанту в месте проведения показа. Единственная лаконичная фраза о воркутинской «Сильве…» Светланы Наборщиковой: «Спектакль произвёл впечатление». Однако по теме, затронутой в постановке, гости высказались подробнее:
С. В.: — Мне известна история создания этого театра — она обширная, славная. И то, что спектакль обращается к истокам, для меня, как историка театра и музыки, очень важно. Мы должны это чтить, беречь, ценить. И очень приятно, что в Воркуте это делают.
С. Ю.: — Для меня это было открытием, потому что я не знал, какими силами и трудом создавался Воркутинский театр, который до сих пор существует. Для меня это было серьёзное, глубокое, мощное впечатление. Мне кажется, ради таких моментов нашей истории и стоит двигаться, поддерживать, а главное — беречь, ценить и развивать то, что делали наши прадеды.
Как выяснилось, Сергею Землянскому тема Воркутлага откликается лично. По пути в Воркуту он отправил из Ухты фотографии в семейный чат, и его родные отозвались: «Ого, в Воркуте ты посмотришь одно из мест пребывания нашей родни». Оказывается, три деда по материнской линии (родные братья маминой мамы Сергея Юрьевича) сразу по окончании Великой Отечественной войны сидели в Воркуте, о чём он узнал лишь сейчас:
— Они попали в плен, были освобождены, и по приезду на родину их сразу сослали сюда. Здесь они работали в лагерях семь лет. Один, правда, погиб — его зарезали, а двое вернулись. Деда Шуру я до сих пор помню — в детстве ездил к нему в деревню в Челябинской области. Крутой был дед. Когда я тут вижу, в каких условиях они были, у меня мурашки.
Со спектаклями режиссёра Валерия Маркина до «Сильвы…» гости прежде не сталкивались. И с постановками по пьесам Сергея Коробкова — тоже. Хотя имя драматурга им хорошо известно. Вот ответ С. Наборщиковой:
— Сергея Николаевича Коробкова я знаю очень давно. Много лет знала как театрального руководителя, журналиста, редактора. Но с ним, как драматургом, к удивлению своему, имею дело впервые. И для меня было очень приятно, что человек, с которым я давно знакома, которого высоко ценю как специалиста театрального дела, проявил себя и в такой ипостаси.
Для С. Землянского знакомство с С. Коробковым как драматургом также стало приятным открытием.
Завершился день пребывания в театре высоких гостей экскурсией в музее, которую провела директор театра Елена Пекарь. Поскольку Светлана Витальевна и Сергей Юрьевич к этому моменту уже многое знали об истории появления ВДТ имени Б. А. Мордвинова, Елена Александровна добавила несколько штрихов к сложившейся у экспертов информационной картине. И, конечно, визитёры увидели фотографии деятелей театра, о которых повествует «Сильва…», экспонаты музея, главные из которых — личные вещи Бориса Аркадьевича Мордвинова, оставили свои впечатления в Книге отзывов музея.
Историческое событие состоялось. Постановка Воркутинского драматического театра имени Б. А. Мордвинова показана экспертам главной театральной награды России на всех этапах конкурсного цикла сезона 2023-2024. Теперь остаётся ждать окончательного решения жюри и оглашения результатов, которое состоится в июне 2025 года.
И как бы ни получилось в итоге, получит ли «Золотую Маску» автор пьесы Сергей Коробков (а с ним и ВДТ имени Б. А. Мордвинова) или нет — уже на данный момент театр дошёл до ступени номинанта самой престижной награды страны. «Сильва. Дойти до премьеры» вошла в число 100 лучших спектаклей страны не только по версии «Золотого фонда театральных постановок России», но и по мнению экспертов «Золотой Маски». А это уже очень дорогого стоит!
Историческое событие состоялось. Постановка Воркутинского драматического театра имени Б. А. Мордвинова показана экспертам главной театральной награды России на всех этапах конкурсного цикла сезона 2023-2024. Теперь остаётся ждать окончательного решения жюри и оглашения результатов, которое состоится в июне 2025 года.
И как бы ни получилось в итоге, получит ли «Золотую Маску» автор пьесы Сергей Коробков (а с ним и ВДТ имени Б. А. Мордвинова) или нет — уже на данный момент театр дошёл до ступени номинанта самой престижной награды страны. «Сильва. Дойти до премьеры» вошла в число 100 лучших спектаклей страны не только по версии «Золотого фонда театральных постановок России», но и по мнению экспертов «Золотой Маски». А это уже очень дорогого стоит!
Генеральный партнёр «Золотой Маски» — Сбер.
«Золотая Маска» в сезоне 2024-2025 реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
«Золотая Маска» в сезоне 2024-2025 реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.