Палий Максим Николаевич
Приглашённый артист, солист Государственного академического театра оперы и балета Республики Коми
Солист-вокалист, ведущий мастер сцены Государственного академического театра оперы и балета Республики Коми. Бас, вокальный педагог.
Образование: вокальный факультет Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского (класс народного артиста РФ, профессора П. И. Скусниченко, 1997 г.), аспирантура Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова (класс народного артиста РФ, профессора Г. В. Селезнева, 2000 г.). В 2005–2008 гг. учился на факультете театрального менеджмента в Уральском государственном театральном институте (г. Екатеринбург).
Родился 9 мая в г. Запорожье (Украина). Там же вырос и получил общее среднее и музыкальное образование: окончил музыкальную школу по двум специальностям: по классам фортепиано (7 классов, 1979-1986) и баяна (5 классов, 1984-1989). Кроме того, с 8 по 10 класс посещал оперную любительскую студию при Дворце культуры запорожского завода «Днепроспецсталь», где спел первые басовые произведения классического вокального репертуара.
Образование: вокальный факультет Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского (класс народного артиста РФ, профессора П. И. Скусниченко, 1997 г.), аспирантура Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова (класс народного артиста РФ, профессора Г. В. Селезнева, 2000 г.). В 2005–2008 гг. учился на факультете театрального менеджмента в Уральском государственном театральном институте (г. Екатеринбург).
Родился 9 мая в г. Запорожье (Украина). Там же вырос и получил общее среднее и музыкальное образование: окончил музыкальную школу по двум специальностям: по классам фортепиано (7 классов, 1979-1986) и баяна (5 классов, 1984-1989). Кроме того, с 8 по 10 класс посещал оперную любительскую студию при Дворце культуры запорожского завода «Днепроспецсталь», где спел первые басовые произведения классического вокального репертуара.
По окончании школы в 1989 году поехал поступать в Московскую консерваторию им. П. И. Чайковского. И, по словам знаменитого певца, профессора консерватории Е. Г. Кибкало, обязательно бы поступил, если бы был чуть постарше. Поэтому Максиму пришлось поступить в музыкальное училище при Московской консерватории. Но оттуда уже через год он был призван на срочную службу в ряды Советской Армии. Демобилизовавшись весной 1992 года, имея музыкальное и общее среднее образование, сумел экстерном сдать экзамены за пропущенные 2-й и 3-й курсы, а по специальности сумел получить «5+» уже на 3-м курсе. Тогда руководство училища отметило, что до этого за всю 100-летнюю историю этого учебного заведения столь высокой оценкой отметили только Тамару Синявскую — и то лишь на 4-м курсе, когда она пела дипломный экзамен. С 1991 по 1996 годы М. Палий был участником и лауреатом Международной благотворительной программы «Новые имена», где познакомился с молодым пианистом Денисом Мацуевым и потом несколько лет с ним сотрудничал.
В 1992 году М. Палий без проблем поступил в московскую консерваторию. Учился прилежно и целеустремлённо, по специальности получал лишь «отлично». Во время учебы в консерватории активно участвовал в других творческих проектах, неоднократно выступал в концертах и участвовал в оперных постановках в России и за рубежом.
Впервые на профессиональную оперную сцену вышел в 1993 году, приняв участие в постановках в г. Гент (Бельгия) опер В.-А. Моцарта «Дон Жуан» (Командор) и П. Чайковского «Иоланта» (Бертран). Партия Командора готовились под руководством всемирно известного баритона Тома Краузе.
В 1994 г. прошёл стажировку в Бах-академии в г. Штутгарт (Германия) под руководством Гельмута Риллинга, где исполнил множество кантат И.-С. Баха. В том же году с Международной программой «Новые имена» принял участие в миротворческом концерте, проходящем непосредственно в Штаб-квартире NATO в Брюсселе (Бельгия).
В 1995–1997 годах работал в хоре М. Турецкого.
В 1996–1997 годах был солистом-стажером Московского Академического музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко и солистом Московского камерного театра «Амадей». В те же годы был приглашён в театр «Ленком» на роль Сатаны (одна из главных ролей) в постановку М. Захарова «Мистификация» по пьесе Н. Садур «Брат Чичиков»). Увы, дождаться окончания затянувшегося процесса постановки Максиму не удалось — он уехал для учёбы в аспирантуре Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, где проходил обучение в 1997–2000 гг.
В 2001 году на Третьей всемирной театральной Олимпиаде в Москве в составе солистов и оркестра Большого театра России исполнил заглавную партию Короля Лира в опере японского композитора Тошио Хосакава «Видение Лира» (использованный текст исполнялся в оригинальном шекспировском варианте, то есть на староанглийском языке) в постановке широко известного в мире японского режиссера театра кабуки Тадаши Сузуки.
Завершив учёбу, Максим Палий работал в различных крупных репертуарных театрах.
В 2001–2009 гг. являлся ведущим солистом Екатеринбургского театра оперы и балета. Уже за первые три сезона там спел 16 ведущих партий не только из репертуара низкого и высокого баса, но и баритоновые: Алеко из одноименной оперы Рахманинова и Эскамильо из оперы Ж.Бизе «Кармен». К 2005 году занятость солиста в репертуаре театра поднялась до 70 спектаклей в сезон, то есть в среднем 7-14 спектаклей в месяц. Параллельно Максим вёл активную концертную деятельности на различных площадках города. 18 ноября 2006 года, исполнив уже много раз в опере «Князь Игорь» партии Хана Кончака и Князя Галицкого, дебютировал и в заглавной партии Князя Игоря. Этот случай достаточно уникален тем, что все три партии написаны для разных типов голосов: низкого баса, высокого баса и баритона. Похвастаться исполнением всех этих трёх партий могли лишь очень редкие солисты-басы ведущих театров страны.
В 2009–2011 гг. был солистом Камерного музыкального театра им. Б. А. Покровского в Москве, где среди множества интересных ролей исполнил одну из своих самых любимых и знаковых — Генерала Хлудова в опере «Бег» Н. Сидельникова по одноимённой пьесе М. Булгакова. В октябре 2011 г. был приглашён на радиоканал «Культура» для записи передачи «Рояль в кустах».
С декабря 2011 по 2015 г. являлся ведущим солистом Астраханского государственного театра оперы и балета. 12 октября 2012 г. в роли Варлаама участвовал в спектакле «Борис Годунов», поставленном этим театром на Соборной площади Астраханского Кремля. А 7 ноября 2013 г. в Москве эта постановка была удостоена Всероссийской профессиональной премии «Грани Театра масс» –за достижения в области массовых форм театрального искусства. 7 марта 2013 г. М. Палий дебютировал уже в партии Бориса Годунова на премьере одноимённой оперы уже непосредственно в сценической версии Астраханского театра оперы и балета.
С сентября 2015 по июнь 2016 г. М. Палий был ведущим солистом Марийского государственного театра оперы и балета им. Э. Сапаева. Там уже в октябре 2015 г. на премьере рок-оперы А. Рыбникова и А. Вознесенского «Юнона и Авось» с успехом исполнил роль Графа Резанова, после чего этот спектакль по 5-9 раз в месяц собирал аншлаги весь театральный сезон 2015–2016 гг., на показы регулярно приезжали целые группы зрителей не только из Марий Эл, но и из других городов России. И по итогам фестиваля «Йошкар-Ола театральная-2016» в марте 2016 г. спектакль «Юнона и Авось» был отмечен по ряду номинаций Национальной театральной премии им. Й. Кырли, а сам М. Палий за исполнение партии Графа Резанова стал победителем в номинации «Лучшая партия в опере».
С сентября 2016 г. М. Палий является ведущим солистом Государственного академического театра оперы и бале Республики Коми. За годы работы в Сыктывкаре ввёлся и успешно выступил в подавляющем большинстве опер, оперетт и детских спектаклей, идущих на данный момент в театре. Всего на этой сцене он сыграл 27 ролей.
Принимает активное участие в камерных и эстрадных концертных программах театра и других центральных концертных площадок Республики Коми. В 2017 году Максим Палий и заслуженная артистка РФ, народная артистка РК Ольга Сосновская подготовили и дважды с успехом исполнили совместную сольную эстрадную программу «Всё начинается с любви». Как давний активный профсоюзный деятель, М. Палий многократно принял участие в благотворительных праздничных концертных программах Федерации профсоюзов РК в различных учреждениях (детские интернаты, больницы, дома престарелых и инвалидов, исправительные колонии) в самых разных уголках Республики Коми.
Также М. Палий делится опытом и помогает студентам: принимал участие в постановке оперы В.-А. Моцарта «Волшебная флейта» (роль Папагено) оперной студии Колледжа искусств РК. За годы жизни в Республике Коми Максима Палия многократно приглашал телеканал «Юрган» для исполнения музыкальных номеров в различных передачах. В честь 50-летнего юбилея артиста радиостанция «Европа плюс Коми» записала программу, посвященную его творческой жизни.
21 января 2024 г. дебютировал на сцене Воркутинского драматического театра имени Б. А. Мордвинова в спектакле по пьесе С. Коробкова «Сильва. Дойти до премьеры» в роли Актёра, исполняющего роль Эдвина.
В оперном репертуаре Максима Палия насчитывается ровно полсотни оперных партий: 50-й стала партия Мефистофеля из оперы Ш. Гуно «Фауст», которую он исполнил впервые на премьере новой постановки оперного произведения на открытии XXXIV Международного фестиваля оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс» имени народной артистки России Ии Бобраковой в апреле 2024 г. Всего же в его активе — 65 партий и ролей в почти 50-ти операх, опереттах, спектаклях для детей.
Классический концертный репертуар М. Палия вобрал в себя множество оперных арий, романсов русских и зарубежных композиторов, духовных произведений, русских и украинских народных песен. Артистом наработан определённый серьёзный ораториально-кантатный репертуар. Также он выступает в эстрадных концертах с современным репертуаром из произведений на русском, украинском, английском, французском, итальянском, испанском языках. В «Хоре Турецкого» пел на идише и иврите.
За более чем 30 лет творческой деятельности М. Палий сотрудничал с такими выдающимися российскими театральными режиссёрами как Марк Захаров, Дмитрий Бертман, Александр Титель, Алексей Степанюк, Иркин Габитов, всемирно известный японский режиссёр Тадаши Сузуки; с такими дирижёрами как Геннадий Рождественский, Фабио Мастранджело, Александр Сладковский, Дмитрий Лисс, Николай Калинин, Павел Клиничев; с уникальными современными российскими композиторами Алексеем Рыбниковым и Александром Чайковским, а также с концертмейстерами, музыкантами и наставниками Натальей Богелавой, Важей Чачавой, Анной Маргулис и выдающимся, всемирно известным пианистом Денисом Мацуевым.
В 1992 году М. Палий без проблем поступил в московскую консерваторию. Учился прилежно и целеустремлённо, по специальности получал лишь «отлично». Во время учебы в консерватории активно участвовал в других творческих проектах, неоднократно выступал в концертах и участвовал в оперных постановках в России и за рубежом.
Впервые на профессиональную оперную сцену вышел в 1993 году, приняв участие в постановках в г. Гент (Бельгия) опер В.-А. Моцарта «Дон Жуан» (Командор) и П. Чайковского «Иоланта» (Бертран). Партия Командора готовились под руководством всемирно известного баритона Тома Краузе.
В 1994 г. прошёл стажировку в Бах-академии в г. Штутгарт (Германия) под руководством Гельмута Риллинга, где исполнил множество кантат И.-С. Баха. В том же году с Международной программой «Новые имена» принял участие в миротворческом концерте, проходящем непосредственно в Штаб-квартире NATO в Брюсселе (Бельгия).
В 1995–1997 годах работал в хоре М. Турецкого.
В 1996–1997 годах был солистом-стажером Московского Академического музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко и солистом Московского камерного театра «Амадей». В те же годы был приглашён в театр «Ленком» на роль Сатаны (одна из главных ролей) в постановку М. Захарова «Мистификация» по пьесе Н. Садур «Брат Чичиков»). Увы, дождаться окончания затянувшегося процесса постановки Максиму не удалось — он уехал для учёбы в аспирантуре Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, где проходил обучение в 1997–2000 гг.
В 2001 году на Третьей всемирной театральной Олимпиаде в Москве в составе солистов и оркестра Большого театра России исполнил заглавную партию Короля Лира в опере японского композитора Тошио Хосакава «Видение Лира» (использованный текст исполнялся в оригинальном шекспировском варианте, то есть на староанглийском языке) в постановке широко известного в мире японского режиссера театра кабуки Тадаши Сузуки.
Завершив учёбу, Максим Палий работал в различных крупных репертуарных театрах.
В 2001–2009 гг. являлся ведущим солистом Екатеринбургского театра оперы и балета. Уже за первые три сезона там спел 16 ведущих партий не только из репертуара низкого и высокого баса, но и баритоновые: Алеко из одноименной оперы Рахманинова и Эскамильо из оперы Ж.Бизе «Кармен». К 2005 году занятость солиста в репертуаре театра поднялась до 70 спектаклей в сезон, то есть в среднем 7-14 спектаклей в месяц. Параллельно Максим вёл активную концертную деятельности на различных площадках города. 18 ноября 2006 года, исполнив уже много раз в опере «Князь Игорь» партии Хана Кончака и Князя Галицкого, дебютировал и в заглавной партии Князя Игоря. Этот случай достаточно уникален тем, что все три партии написаны для разных типов голосов: низкого баса, высокого баса и баритона. Похвастаться исполнением всех этих трёх партий могли лишь очень редкие солисты-басы ведущих театров страны.
В 2009–2011 гг. был солистом Камерного музыкального театра им. Б. А. Покровского в Москве, где среди множества интересных ролей исполнил одну из своих самых любимых и знаковых — Генерала Хлудова в опере «Бег» Н. Сидельникова по одноимённой пьесе М. Булгакова. В октябре 2011 г. был приглашён на радиоканал «Культура» для записи передачи «Рояль в кустах».
С декабря 2011 по 2015 г. являлся ведущим солистом Астраханского государственного театра оперы и балета. 12 октября 2012 г. в роли Варлаама участвовал в спектакле «Борис Годунов», поставленном этим театром на Соборной площади Астраханского Кремля. А 7 ноября 2013 г. в Москве эта постановка была удостоена Всероссийской профессиональной премии «Грани Театра масс» –за достижения в области массовых форм театрального искусства. 7 марта 2013 г. М. Палий дебютировал уже в партии Бориса Годунова на премьере одноимённой оперы уже непосредственно в сценической версии Астраханского театра оперы и балета.
С сентября 2015 по июнь 2016 г. М. Палий был ведущим солистом Марийского государственного театра оперы и балета им. Э. Сапаева. Там уже в октябре 2015 г. на премьере рок-оперы А. Рыбникова и А. Вознесенского «Юнона и Авось» с успехом исполнил роль Графа Резанова, после чего этот спектакль по 5-9 раз в месяц собирал аншлаги весь театральный сезон 2015–2016 гг., на показы регулярно приезжали целые группы зрителей не только из Марий Эл, но и из других городов России. И по итогам фестиваля «Йошкар-Ола театральная-2016» в марте 2016 г. спектакль «Юнона и Авось» был отмечен по ряду номинаций Национальной театральной премии им. Й. Кырли, а сам М. Палий за исполнение партии Графа Резанова стал победителем в номинации «Лучшая партия в опере».
С сентября 2016 г. М. Палий является ведущим солистом Государственного академического театра оперы и бале Республики Коми. За годы работы в Сыктывкаре ввёлся и успешно выступил в подавляющем большинстве опер, оперетт и детских спектаклей, идущих на данный момент в театре. Всего на этой сцене он сыграл 27 ролей.
Принимает активное участие в камерных и эстрадных концертных программах театра и других центральных концертных площадок Республики Коми. В 2017 году Максим Палий и заслуженная артистка РФ, народная артистка РК Ольга Сосновская подготовили и дважды с успехом исполнили совместную сольную эстрадную программу «Всё начинается с любви». Как давний активный профсоюзный деятель, М. Палий многократно принял участие в благотворительных праздничных концертных программах Федерации профсоюзов РК в различных учреждениях (детские интернаты, больницы, дома престарелых и инвалидов, исправительные колонии) в самых разных уголках Республики Коми.
Также М. Палий делится опытом и помогает студентам: принимал участие в постановке оперы В.-А. Моцарта «Волшебная флейта» (роль Папагено) оперной студии Колледжа искусств РК. За годы жизни в Республике Коми Максима Палия многократно приглашал телеканал «Юрган» для исполнения музыкальных номеров в различных передачах. В честь 50-летнего юбилея артиста радиостанция «Европа плюс Коми» записала программу, посвященную его творческой жизни.
21 января 2024 г. дебютировал на сцене Воркутинского драматического театра имени Б. А. Мордвинова в спектакле по пьесе С. Коробкова «Сильва. Дойти до премьеры» в роли Актёра, исполняющего роль Эдвина.
В оперном репертуаре Максима Палия насчитывается ровно полсотни оперных партий: 50-й стала партия Мефистофеля из оперы Ш. Гуно «Фауст», которую он исполнил впервые на премьере новой постановки оперного произведения на открытии XXXIV Международного фестиваля оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс» имени народной артистки России Ии Бобраковой в апреле 2024 г. Всего же в его активе — 65 партий и ролей в почти 50-ти операх, опереттах, спектаклях для детей.
Классический концертный репертуар М. Палия вобрал в себя множество оперных арий, романсов русских и зарубежных композиторов, духовных произведений, русских и украинских народных песен. Артистом наработан определённый серьёзный ораториально-кантатный репертуар. Также он выступает в эстрадных концертах с современным репертуаром из произведений на русском, украинском, английском, французском, итальянском, испанском языках. В «Хоре Турецкого» пел на идише и иврите.
За более чем 30 лет творческой деятельности М. Палий сотрудничал с такими выдающимися российскими театральными режиссёрами как Марк Захаров, Дмитрий Бертман, Александр Титель, Алексей Степанюк, Иркин Габитов, всемирно известный японский режиссёр Тадаши Сузуки; с такими дирижёрами как Геннадий Рождественский, Фабио Мастранджело, Александр Сладковский, Дмитрий Лисс, Николай Калинин, Павел Клиничев; с уникальными современными российскими композиторами Алексеем Рыбниковым и Александром Чайковским, а также с концертмейстерами, музыкантами и наставниками Натальей Богелавой, Важей Чачавой, Анной Маргулис и выдающимся, всемирно известным пианистом Денисом Мацуевым.
Награды
- Стипендиат Международной благотворительной программы «Новые имена» (1991 – 1996)
- Лауреат Российского конкурса молодых вокалистов (Москва, 1993)
- Лауреат Международной благотворительной программы «Новые имена» (Москва, 1994)
- Стипендиат Президента России (Москва, 1996)
- Лауреат I Открытого международного конкурса вокалистов в Большом театре (Москва, 1996)
- Дипломант Всероссийского конкурса Ирины Архиповой «Большой Приз Москвы» (1997)
- Лауреат Премии зрительских симпатий «Седьмая галактика» от «Радио Семь на Семи Холмах» (Екатеринбург, 2003)
- Лауреат «Конкурса Лауреатов международных конкурсов» (Собиновский музыкальный фестиваль, Саратов, 2005)
- Благодарственное письмо от Губернатора Астраханской области – «За большой вклад в популяризацию музыкального искусства» (2012)
- Лауреат Национальной театральной премии им. Й. Кырли в номинации «Лучшая партия в опере» за исполнение партии Графа Резанова в рок-опере А. Рыбникова, А. Вознесенского «Юнона и Авось». (Йошкар-Ола, 2016)
Страницы в социальных сетях:
- Канал Максима Палия на YouTube: https://www.youtube.com/@attilamaximus
- Аудиозаписи произведений Максима Палия: http://get-tune.net/song/325619-Maksim-Palij/
С годами ко мне пришло глубокое осознание того, что за всё придётся платить. И оказалось, что практически на все случаи жизни есть универсальный алгоритм-подсказка: «Не делай другим того, чего не желаешь себе». А что касается музыкальной стороны моей жизни и пения, мне очень нравятся слова из песни любимого и уважаемого мной В. С. Высоцкого. Только настоящий певец и артист мог так сказать: «Если петь без души, вылетает из уст белый звук…».