Ковалёв Игорь Алексеевич
07 сентября 1960 – 07 марта 2016
С 20.01.1987 по 06.08.2012 г. — актёр Воркутинского драматического театра, много лет ведущий мастер сцены, член Худсовета театра. Будучи актёром, периодически ставил здесь спектакли как режиссёр, некоторые оформлял как художник-постановщик. С 15.08.2012 по 07.03.2016 — директор Государственного театра кукол Республики Коми.
По итогам республиканского театрального конкурса в 2002 году за роль Анджело в пьесе Уго Бетти «Козий остров» был признан лауреатом поощрительной премии в номинации «Лучшая роль года (мужская и женская)».
Лауреат премии IV Республиканского театрального конкурса им. С. Ермолина в номинации «Лучшая мужская роль» за высокий профессионализм в исполнении роли Князя в спектакле «Дядюшкин сон» по произведению Ф М. Достоевского (2009).
Награды:
Игорь Алексеевич Ковалёв родился 7 сентября 1960 г. в г. Душанбе — столице советского Таджикистана. В 1977 г. окончил школу и поступил в Таджикский государственный институт искусств (ТГИИ) на русский актёрский спецкурс Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии — все преподаватели на нём были из ЛГИТМиКа. Для всех этот выбор был довольно неожиданным: Игорь был из педагогической династии и в юношестве обнаруживал способности к преподаванию, поэтому окружающие были уверены, что он пойдёт по соответствующей стезе. Хотя и выступать на сцене доводилось много: его мама Светлана Семёновна была учителем русского языка и литературы, и Игорь всегда был ее правой рукой, когда она делала в своём классе разные постановки. Непродолжительное время занимался бальными танцами. К тому же в детстве, юношестве он часто смотрел спектакли в Душанбинском русском драматическом театре им. В. Маяковского.
Сам же он в разные годы мечтал о самых разных профессиях, среди которых были пожарный, портной-модельер, скульптор… «Годам к десяти я созрел, что нужно быть режиссёром, годам к 13-ти — только режиссура, никакого актёрства и близко не должно быть», — говорил он о себе в одном из последних своих интервью. В своём дворе с соседскими детьми он устраивал маленький театр — и кукольный, и драматический. Поскольку был организатором этого процесса, видел себя исключительно режиссёром. И в настоящем театре Игорь бывал часто. И однажды его любимый артист прослушал мальчика и посоветовал, прежде чем идти в режиссуру, «попробовать актёрского хлеба».
В июне 1981 году он окончил ТГГИ со специальностью актёра драматического театра и кино и уже в августе того же года поступил в качестве артиста в Русский драмтеатр им. В. Маяковского. Отработав там полгода, ушёл в армию. Служил с мая 1982 по ноябрь 1983 в Иркутске — там часто ходил в драматический театр им. Охлопкова, а поскольку был сержантом, то водил туда и своих подопечных. Демобилизовавшись, в декабре 1983 вернулся в Русский драмтеатр им. В. Маяковского — правда, всего на полгода, по май 1984. В поисках учреждения, где давали бы жильё (к этому времени у молодого артиста уже были жена и сын) из солнечного Душанбе в мае 1984-го переехал на Крайний Север, став артистом драмы Магаданского областного музыкально-драматического театра им. Горького. Правда, с жильём там, по всей видимости, не «срослось», и в ноябре того же года Игорь вернулся домой в Душанбе, в «родной» театр. Правда, с жильём в столице Таджикистана было по-прежнему плохо, поэтому молодой артист и глава семьи продолжал поиски. Прослужив теперь уже два года (с ноября 1984 по ноябрь 1986) артистом Русского драмтеатра им. В. Маяковского, в декабре 1986-го Игорь становится руководителем кружка драмы Дворца культуры «Гашма» в Душанбе. Но совсем ненадолго… Уже в следующем месяце его приглашают в другую часть Крайнего Севера — в Воркуту.
Пригласил его тогдашний директор Воркутинского драмтеатра Михаил Иванович Горшунов (ССЫЛКА), друживший с замдиректора душанбинского театра. Два руководителя театров встретились в Москве, Горшунов высказался, как в Воркуте нужен молодой артист, и его коллега из Душанбе порекомендовал Ковалёва: дескать, есть молодой герой, только ему нужно жильё. В Воркуте оно было. Так 20 января 1987 г. 26-летний артист Игорь Алексеевич Ковалёв был принят на работу в ВДТ артистом II категории. Первоначально трудовой договор с ним был подписан на три года. Но актёр настолько тут пришёлся ко двору, прижился, что прослужил в этом театре 25 с половиной лет. С января 1998-го он уже был ведущим мастером сцены. Также много лет Игорь Алексеевич состоял в Художественном совете театра.
За три с половиной года работы в театре Душанбе Игорь Ковалёв успел сыграть около полутора десятка ролей. Сред них — Пашка в «Прошлым летом в Чулимске», Лис в «Маленьком принце», Баба-Яга в «Аленьком цветочке», Тузенбах в «Трёх сёстрах», Дамис и Валер в «Тартюфе», Митя в «С любимыми не расставайтесь», Гемон в «Антигоне» Ж. Ануя, Глумов в «На всякого мудреца довольно простоты»…
Первой его ролью на воркутинской сцене стал Креонт в «Диогене». Однако самому артисту она нравилась мало. Зато вторая — Николка Турбин в «Днях Турбиных» М. Булгакова — стала для него знаковой. В том числе, потому, что спектакль ставил режиссер Анатолий Головин (ученик Г. Товтоногова), с которым И. Ковалёву очень нравилось работать.
Как вспоминают коллеги Игоря Алексеевича, он был очень красивым героем, на него ходили. Также артист состоялся в амплуа героя-неврастеника, а позже был великолепен в характерных ролях.
В первые годы работы в Воркуте в список ролей И. Ковалёва вошли Принц в «Хрустальном башмачке» Т. Габбе, Мышкин в «Идиоте» Ф. Достоевского, Генри Дарнлей в «Ваша сестра и племянница» С. Разумовской, Директор в «Деревья умирают стоя» А. Касона, Иванов в «Иванове» А. Чехова…
Одна из самых значимых ролей той поры — Он в спектакле «Наш Декамерон» по пьесе Э. Радзинского. В этой постановке конца 1980-х или начала 1990-х Игорь Ковалёв впервые выступил как художник спектакля, разработав масштабные декорации. А сам спектакль стал для воркутинцев знаковым.
Еще наиболее яркие из сыгранных И. Ковалёвым ролей: Леонидик в «Мой бедный Марат» А. Арбузова, Блэз в «Блэзе» К. Манье, Брэд в «Дорогая Памела» Д. Патрика, Виктор в «Именинах сердца» С. Лобозёрова, Разгильдяев в «Вицмундире» П. Каратыгина, Торибио в «Доме, где всё кувырком» А. Портеса, Жером в «Плутнях Скапена» Ж. Мольера, Павел Федорович Обольянинов и танцующий манекен в «Зойкиной квартире» Булгакова, Рикардо в «Филумена Мартурано» Э. де Филиппо, Андрей Колычев в «Василисе Мелентьевой» (Островского?), Доктор Эммет в «Странной миссис Сэвидж» Д. Патрика, Дульчин в «Последней жертве» А. Островского, Шипучин в части «Юбилей» спектакля «Кавардак, или Извините за выражение» по произведениям А. Чехова, Себастьян в «Замке в Швеции» Ф. Саган, Хулио в «Дикаре» А. Касона, Анджело в «Козьем острове» У.Бетти, Джерри в «Двое на качелях», Том в «Томе Сойере» М. Твена, Сэдбей в «Ожерелье Сюдбея» А. Клейна, Сирано в «Сирано де Бержерак» Э. Ростана, Серж в «Она вас нежно целует» Ф. Саган, Командор в «Окончании Дон Жуана» Э. Радзинского, Мамуля в «Мамуле» С. Белова, «Оргон в Тартюфе» Ж. Мольера, а также три роли в постановке «Театр, или шум за сценой» М. Фрейн: Фредерик Феллоуз, Филипп Брент и шейх.
По воспоминаниям коллег, Игорь Алексеевич был очень добрым, интеллигентным, тонким, эмоционально восприимчивым человеком, остро реагировавшим на хамство, фальшь, ложь.
Вот выдержки из характеристик разных лет на этого артиста.
Ноябрь 1992 г.: «За время работы в Воркутинском драматическом театре арт. Ковалев И. А. показал себя как человек, безусловно творческий, с не до конца раскрытыми еще творческими возможностями. Актеру свойственна органика, сценическая культура, хорошая пластика, стремление к четкому воплощению режиссерского замысла. Артист растет от роли к роли, что говорит о его хорошем творческом потенциале.
И. А. Ковалев занят почти во всем репертуаре, сыграл ряд разнообразных ролей, таких как Николай в спектакле «Дни Турбиных», Креонт — «Диоген», Костка — «Страстное желание» Ю. Монтвила, Художник — «Западня» и ряд других, среди которых хотелось бы отметить роль Дарнлея в спектакле «Ваша сестра и племянница». Актер Ковалев И. А. принимает активное участие в работе театра, способствует созданию творческой атмосферы…» (директор театра М. И. Богданович).
Июнь 1994 г.: «В сезоне 1993–1994 гг. артист Ковалев И. А. сыграл целый ряд центральных ролей в новых постановках театра: Дисон — «Женское постоянство» С. Моэма, Завалишин — «Любовь — книга золотая» А. Толстого, Вторник — «Белоснежка и семь гномов» Л. Устинова, О.Табакова, Иванов — «Иванов» А. П. Чехова, Виктор — «Именины сердца», Фредерик — Спокойной ночи, папочка!».
Ковалев И. А. один из самых репертуарных артистов театра. Хорошие сценические данные артиста, профессиональная хватка в работе над образами позволяют говорить о нем, как о сложившемся мастере, которому доступны «вымирающие» в современном театре амплуа «героя-любовника», «героя-неврастеника». Ковалев И. А. в работе самостоятелен и чуток к замыслу режиссера, умеет находить себя в ансамбле. Сегодня артист Ковалев И. А. — один из ведущих артистов, которым труппа театра может гордиться» (главный режиссер Е.К. Степанцев).
В те годы И. А. Ковалёв часто выручал театр, оперативно вводясь в те или иные постановки. Так, в сентябре 1990 г. ему была объявлена благодарность и выписана премия за ввод на роль Поло в спектакле «Месье, который платит». В октябре 1993-го за срочный ввод на роль Завалишина в спектакль «Любовь — книга золотая» объявлена благодарность, а к юбилею артист был награжден грамотой Министерства культуры Коми и премией.
Лето 1996 г.: «Ковалев И. А. за время после последней аттестации (июнь 1994) сыграл целый ряд больших центральных ролей: Директор — Деревья умирают стоя, Леонидик — Мой бедный Марат, Блэз — Блэз, Обольянинов и танцующий манекен — «Зойкина квартира». Ковалев И. А. — один из самых репертуарных артистов был всегда, таким остается и сегодня. Удельный вес, объем и качество его работ самого последнего времени — значительны. Яркие сценические данные артиста, профессиональная хватка в работе позволяют оценивать его сегодня, как сложившегося мастера, способного решать самые сложные творческие задачи. Он в работе достаточно самостоятелен и одновременно чуток к режиссерским замечаниям и предложениям.
Ковалев И. А. умен и начитан. Порой, раньше, излишний прагматизм мешал полному проявлению живой, эмоциональной реакции его героев, сковывал темперамент. В последней работе (Блэз) сделан значительный шаг по преодолению этого. Сегодня Ковалев И. А. — ведущий артист театра. Есть все основания для перевода его в разряд «мастеров сцены», а также повод для ходатайства о награждении его Почетной Грамотой Госсовета РК, которой он до сих пор не имеет» (директор театра М. И. Богданович).
Декабрь 1997 г.: «Ведущий основной социальный герой, с ярко выраженными внешними и внутренними данными. Обладает способностью подчинять свою игру, помимо общих требований сценической выразительности, особым параметрам формы каждого спектакля. В совершенной степени владеет темпоритмической организацией каждой роли. Яркий пример тому — последняя работа в роли Разгильдяева в водевиле П. Каратыгина — «Вицмундир». Безупречное литературное произношение, выразительная лепка фразы. Музыкален в превосходной степени, пластичен с основательной театральной школой. Мастер внутреннего перевоплощения, тонкого психологического рисунка. Достаточно убедителен и интересен в острохарактерных ролях. Отличает большая внутренняя культура, широкая и глубокая образованность, художественный вкус.
Один из наставников молодёжи театра по сценическому движению, фехтованию, поставил несколько самостоятельных спектаклей в театре. Популярен и любим воркутинским зрителем. Работоспособен, вынослив. Большая занятость в репертуаре, высокий профессионализм, популярность дают основания рекомендовать артиста к присвоению Почётного звания «Заслуженный артист Республики Коми» и присвоению 15 разряда — «ведущий мастер сцены» (директор театра М. И. Богданович).
Из аттестационного листа 17 мая 2001 г.: «Игорь Алексеевич — человек, преданный театру, любит прежде всего искусство, а не себя, умеет радоваться достижениям театра. Пожелания — побольше играть спектаклей».
Из наградного листа октября 2006 г.: «За 25 лет сценической деятельности (из них 20 сезонов — на воркутинской сцене) И. А. Ковалёвым сыграно более ста ролей отечественного и мирового репертуара, сыграно множество запоминающихся образов… Актёр активно занимается концертной деятельностью. Преподаёт сценические дисциплины (речь, движение, фехтование), много работает с молодёжью, сотрудничает с радио и телевидением.
Многие сценические образы, созданные Ковалёвым Игорем Алексеевичем, имеют огромное социальное значение и оказали положительное влияние на сознание зрительской аудитории не только города Воркуты, но и Республики Коми. Сценарист, режиссёр многих крупных городских мероприятий, театральных бенефисов, «капустников». Имеет несколько самостоятельных режиссёрских постановок в театрах Воркуты, которые успешно идут и сейчас.
Актёр неоднократно приглашался в крупнейшие театры России, однако предпочёл работать в северном городе, ставшем ему родным. Популярен среди горожан, любим воркутинским зрителем. Неоднократный победитель конкурсов на лучшую роль года. Многократно награждался грамотами Управления культуры и главы администрации г. Воркуты, Министерства культуры и национальной политики Республики Коми. Награждён Почётной грамотой Республики Коми в 2001 году».
Тут необходимо пояснение к словам о преподавательской деятельности И. Ковалёва и его работе с молодёжью, сотрудничестве с радио и телевидением. Игорь Алексеевич преподавал сценическое движение (в том числе фехтование) в профильном актёрском классе, готовившем кадры для народного театра, в прогимназии в воркутинском посёлке Воргашор. Именно из этих уроков «вырос» замечательный артист Дмитрий Максименко, начинавший профессиональную актёрскую карьеру в Воркутинском драмтеатре и продолживший её в Академическом театре драмы им. В. Савина в Сыктывкаре.
А ещё он очень хорошо давал интервью не только о себе, но и о театре, его постановках. И, если нужно было рассказать воркутинцам о готовящемся спектакле, пригласить их в театр на то или иное событие, в городской телецентр театр, как правило, делегировал этого артиста.
Из характеристики декабря 2006 г.: «За время работы в театре И. А. Ковалёв проявил себя как профессионал высокого уровня. Он является ведущим артистом театра, его знают и любят воркутинские зрители. Игорь Алексеевич мастер создания точных, глубоких психологических образов, одинаково свободно играющий и эксцентрическую комедию и психологическую драму. Интеллигентен и доброжелателен с партнёрами по сцене. Вместе с тем, в последнее время, в артисте ощущается некоторая усталость и некоторая потеря формы, что впрочем, всегда преодолевается за счёт большой самоотдачи на спектаклях и последних репетициях перед выпуском». (главный режиссер С. Ю. Корнющенко).
Помимо работы на сцене в качестве артиста, уже на рубеже 1980-1990-х годов Игорь Алексеевич начала ставить спектакли и как режиссёр. В основном, это были сказки для детской аудитории. К примеру, в 1989 или 1990-м году поставил сказку «Замок с секретом». В 2009-м — сказку «Заклинание великого мага» Д. Урбан («Все мыши любят сыр»)…
Были у него постановки и вечерних спектаклей. В 2010-11 гг. году он поставил с заслуженным артистом РК А. И. Аноприенко и заслуженной артисткой РФ В. Г. Авраамовой антрепризный спектакль по пьесе А. Арбузова «Старомодная комедия», который был показан на разных площадках Воркуты и её посёлков, а также в Сыктывкаре. Его последней режиссёрской работой в ВДТ, уже после ухода отсюда, стал в 2014 году спектакль «Тустеп на чемоданах» к бенефису заслуженного артиста РК А. И. Аноприенко.
Прослужив в Воркутинском драматическом театре 25,5 лет, 6 августа 2012 г. уволился по собственному желанию и 15 августа того же года пришёл в качестве директора в Государственный театр кукол Республики Коми. Тут он проработал три с половиной года, по 7 марта 2016 года — даты своей смерти.
Возглавить этот театр его звали ещё лет за 20 до того. Долго, несколько раз приглашал легендарный мэр Воркуты Игорь Шпектор. Игорь Ковалёв хорошо знал театр кукол: бывал на всех его спектаклях, сам поставил несколько. И вообще, впервые прибыв в Воркуту, он по ошибке позвонил не в драмтеатр, который его пригласил, а в театр кукол, и с директором второго поговорил раньше, чем с руководителем первого. Однако на все предложения И. Шпектора И. Ковалёв отвечал отказом. А когда в 2012-м директора театра кукол Марию Балмастову пригласили в Сыктывкар возглавить Коми республиканскую филармонию, ей нужно было порекомендовать кого-то себе на замену. Она рекомендовала Игоря Ковалёва, который до того помогал ей реализовать часть творческих проектов, и предложение от министерства культуры Игорь Алексеевич принял. И Игорь Леонидович Шпектор потом шутя «обиженно» пенял ему за это…
За относительно небольшой срок руководства театром кукол Игорь Ковалёв успел там сделать довольно много. Благодаря его идеям и под его руководством в театре были созданы такие знаковые спектакли как «Алые паруса», «Пера-богатырь» и «Маленькая ночная серенада». Идею «Алых парусов» он долго в себе вынашивал, выиграл грант на постановку. Поставить пригласил режиссера из Костромы Михаила Логинова, а сам озвучил в спектакле Капитана. Он был заинтересован в приглашении именитых режиссеров и художников, поэтому художником спектаклей «Алые паруса», «Пера-богатырь» и «Маленькая ночная серенада» стал известный театральный художник Андрей Запорожский из Санкт-Петербурга. Благодаря И. Ковалёву, плодотворное сотрудничество Театра кукол с режиссерами Михаилом Логиновым, Антоном Лабушкиным, Светланой Озерской, художниками Андреем Запорожским, Натальей Кашениной продолжается по сей день.
Вот как описывал Игорь Алексеевич своё вИдение истории для детей и взрослых «Алые паруса»: »…Первое, что приходит на ум, когда слышишь слова «надежда» или «счастье» — это алые паруса, развевающиеся над безмятежным морским простором, делающие хрупкую детскую мечту былью…».
Вот его слова о постановке спектакля «Пера-богатырь»: «Очень бы хотелось, чтобы герои народного героического эпоса, объемно и глубоко выписанные самим Временем, навсегда поселившиеся в истории словесности, не стирались из памяти новых поколений, не превращались в пыльные формуляры исторических библиотек. Поэтому сценическое воплощение образа Перы-богатыря кажется мне актуальным и интересным».
Также очень важный проект Театра кукол, инициированный И. Ковалевым — «Гастроли. Крупный формат». Вот что о нём говорил сам Игорь Алексеевич: «…Название «Крупный формат» говорит о том, что спектакли идут в оригинальном варианте, созданном именно для сцены. Многие театры ездят по школам и детским садам и не могут там показать спектакли в первозданном виде, им приходится адаптировать их к условиям отсутствия сцены. То, как выглядят эти спектакли на сцене, люди и понятия не имеют…».
Кроме того, именно при его руководстве фестиваль «В гостях у Мойдыся», который появился с подачи Театра кукол и проходит раз в два года, приобрёл статус международного. В 2011 году был проведён I Межрегиональный такой фестиваль, а уже в 2013-м — I Международный (тогда на него И. Ковалёв пригласил зарубежный театр — из Симферополя). В 2025 году в Сыктывкаре состоится уже VII Международный фестиваль театров кукол «В гостях у Мойдыся».
И. А. Ковалёв, с его актёрской школой и опытом, очень много помогал артистам Театра кукол в их работе над ролями. А как режиссёр он поставил в этом театре спектакли «Опасная сказка», «День рождения Иа». Начинал и «Рожки да ножки», однако умер, не успев довести эту работу до финала — постановку доделывал другой режиссер.
Игорь Алексеевич ушёл из жизни 7 сентября 2016 года в возрасте ровно 55 с половиной лет — внезапный сердечный приступ. Как рассказывают те, кто его хорошо знал, этот добрый, мягкий, очень интеллигентный человек принимал всё очень близко к сердцу… Похоронен в Воркуте на новом кладбище.
Лауреат премии IV Республиканского театрального конкурса им. С. Ермолина в номинации «Лучшая мужская роль» за высокий профессионализм в исполнении роли Князя в спектакле «Дядюшкин сон» по произведению Ф М. Достоевского (2009).
Награды:
- Почётная грамота Министерства культуры Республики Коми (1993),
- Почётная грамота Республики Коми «за многолетний добросовестный труд» (2001),
- Почётная грамота Министерства культуры РК (2003),
- Почётное звание «Заслуженный работник Республики Коми» (2006),
- Благодарность министра культуры РК «за активную работу по подготовке и проведению межрегионального фестиваля театров кукол «В гостях у Мойдыся» (2011).
Игорь Алексеевич Ковалёв родился 7 сентября 1960 г. в г. Душанбе — столице советского Таджикистана. В 1977 г. окончил школу и поступил в Таджикский государственный институт искусств (ТГИИ) на русский актёрский спецкурс Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии — все преподаватели на нём были из ЛГИТМиКа. Для всех этот выбор был довольно неожиданным: Игорь был из педагогической династии и в юношестве обнаруживал способности к преподаванию, поэтому окружающие были уверены, что он пойдёт по соответствующей стезе. Хотя и выступать на сцене доводилось много: его мама Светлана Семёновна была учителем русского языка и литературы, и Игорь всегда был ее правой рукой, когда она делала в своём классе разные постановки. Непродолжительное время занимался бальными танцами. К тому же в детстве, юношестве он часто смотрел спектакли в Душанбинском русском драматическом театре им. В. Маяковского.
Сам же он в разные годы мечтал о самых разных профессиях, среди которых были пожарный, портной-модельер, скульптор… «Годам к десяти я созрел, что нужно быть режиссёром, годам к 13-ти — только режиссура, никакого актёрства и близко не должно быть», — говорил он о себе в одном из последних своих интервью. В своём дворе с соседскими детьми он устраивал маленький театр — и кукольный, и драматический. Поскольку был организатором этого процесса, видел себя исключительно режиссёром. И в настоящем театре Игорь бывал часто. И однажды его любимый артист прослушал мальчика и посоветовал, прежде чем идти в режиссуру, «попробовать актёрского хлеба».
В июне 1981 году он окончил ТГГИ со специальностью актёра драматического театра и кино и уже в августе того же года поступил в качестве артиста в Русский драмтеатр им. В. Маяковского. Отработав там полгода, ушёл в армию. Служил с мая 1982 по ноябрь 1983 в Иркутске — там часто ходил в драматический театр им. Охлопкова, а поскольку был сержантом, то водил туда и своих подопечных. Демобилизовавшись, в декабре 1983 вернулся в Русский драмтеатр им. В. Маяковского — правда, всего на полгода, по май 1984. В поисках учреждения, где давали бы жильё (к этому времени у молодого артиста уже были жена и сын) из солнечного Душанбе в мае 1984-го переехал на Крайний Север, став артистом драмы Магаданского областного музыкально-драматического театра им. Горького. Правда, с жильём там, по всей видимости, не «срослось», и в ноябре того же года Игорь вернулся домой в Душанбе, в «родной» театр. Правда, с жильём в столице Таджикистана было по-прежнему плохо, поэтому молодой артист и глава семьи продолжал поиски. Прослужив теперь уже два года (с ноября 1984 по ноябрь 1986) артистом Русского драмтеатра им. В. Маяковского, в декабре 1986-го Игорь становится руководителем кружка драмы Дворца культуры «Гашма» в Душанбе. Но совсем ненадолго… Уже в следующем месяце его приглашают в другую часть Крайнего Севера — в Воркуту.
Пригласил его тогдашний директор Воркутинского драмтеатра Михаил Иванович Горшунов (ССЫЛКА), друживший с замдиректора душанбинского театра. Два руководителя театров встретились в Москве, Горшунов высказался, как в Воркуте нужен молодой артист, и его коллега из Душанбе порекомендовал Ковалёва: дескать, есть молодой герой, только ему нужно жильё. В Воркуте оно было. Так 20 января 1987 г. 26-летний артист Игорь Алексеевич Ковалёв был принят на работу в ВДТ артистом II категории. Первоначально трудовой договор с ним был подписан на три года. Но актёр настолько тут пришёлся ко двору, прижился, что прослужил в этом театре 25 с половиной лет. С января 1998-го он уже был ведущим мастером сцены. Также много лет Игорь Алексеевич состоял в Художественном совете театра.
За три с половиной года работы в театре Душанбе Игорь Ковалёв успел сыграть около полутора десятка ролей. Сред них — Пашка в «Прошлым летом в Чулимске», Лис в «Маленьком принце», Баба-Яга в «Аленьком цветочке», Тузенбах в «Трёх сёстрах», Дамис и Валер в «Тартюфе», Митя в «С любимыми не расставайтесь», Гемон в «Антигоне» Ж. Ануя, Глумов в «На всякого мудреца довольно простоты»…
Первой его ролью на воркутинской сцене стал Креонт в «Диогене». Однако самому артисту она нравилась мало. Зато вторая — Николка Турбин в «Днях Турбиных» М. Булгакова — стала для него знаковой. В том числе, потому, что спектакль ставил режиссер Анатолий Головин (ученик Г. Товтоногова), с которым И. Ковалёву очень нравилось работать.
Как вспоминают коллеги Игоря Алексеевича, он был очень красивым героем, на него ходили. Также артист состоялся в амплуа героя-неврастеника, а позже был великолепен в характерных ролях.
В первые годы работы в Воркуте в список ролей И. Ковалёва вошли Принц в «Хрустальном башмачке» Т. Габбе, Мышкин в «Идиоте» Ф. Достоевского, Генри Дарнлей в «Ваша сестра и племянница» С. Разумовской, Директор в «Деревья умирают стоя» А. Касона, Иванов в «Иванове» А. Чехова…
Одна из самых значимых ролей той поры — Он в спектакле «Наш Декамерон» по пьесе Э. Радзинского. В этой постановке конца 1980-х или начала 1990-х Игорь Ковалёв впервые выступил как художник спектакля, разработав масштабные декорации. А сам спектакль стал для воркутинцев знаковым.
Еще наиболее яркие из сыгранных И. Ковалёвым ролей: Леонидик в «Мой бедный Марат» А. Арбузова, Блэз в «Блэзе» К. Манье, Брэд в «Дорогая Памела» Д. Патрика, Виктор в «Именинах сердца» С. Лобозёрова, Разгильдяев в «Вицмундире» П. Каратыгина, Торибио в «Доме, где всё кувырком» А. Портеса, Жером в «Плутнях Скапена» Ж. Мольера, Павел Федорович Обольянинов и танцующий манекен в «Зойкиной квартире» Булгакова, Рикардо в «Филумена Мартурано» Э. де Филиппо, Андрей Колычев в «Василисе Мелентьевой» (Островского?), Доктор Эммет в «Странной миссис Сэвидж» Д. Патрика, Дульчин в «Последней жертве» А. Островского, Шипучин в части «Юбилей» спектакля «Кавардак, или Извините за выражение» по произведениям А. Чехова, Себастьян в «Замке в Швеции» Ф. Саган, Хулио в «Дикаре» А. Касона, Анджело в «Козьем острове» У.Бетти, Джерри в «Двое на качелях», Том в «Томе Сойере» М. Твена, Сэдбей в «Ожерелье Сюдбея» А. Клейна, Сирано в «Сирано де Бержерак» Э. Ростана, Серж в «Она вас нежно целует» Ф. Саган, Командор в «Окончании Дон Жуана» Э. Радзинского, Мамуля в «Мамуле» С. Белова, «Оргон в Тартюфе» Ж. Мольера, а также три роли в постановке «Театр, или шум за сценой» М. Фрейн: Фредерик Феллоуз, Филипп Брент и шейх.
По воспоминаниям коллег, Игорь Алексеевич был очень добрым, интеллигентным, тонким, эмоционально восприимчивым человеком, остро реагировавшим на хамство, фальшь, ложь.
Вот выдержки из характеристик разных лет на этого артиста.
Ноябрь 1992 г.: «За время работы в Воркутинском драматическом театре арт. Ковалев И. А. показал себя как человек, безусловно творческий, с не до конца раскрытыми еще творческими возможностями. Актеру свойственна органика, сценическая культура, хорошая пластика, стремление к четкому воплощению режиссерского замысла. Артист растет от роли к роли, что говорит о его хорошем творческом потенциале.
И. А. Ковалев занят почти во всем репертуаре, сыграл ряд разнообразных ролей, таких как Николай в спектакле «Дни Турбиных», Креонт — «Диоген», Костка — «Страстное желание» Ю. Монтвила, Художник — «Западня» и ряд других, среди которых хотелось бы отметить роль Дарнлея в спектакле «Ваша сестра и племянница». Актер Ковалев И. А. принимает активное участие в работе театра, способствует созданию творческой атмосферы…» (директор театра М. И. Богданович).
Июнь 1994 г.: «В сезоне 1993–1994 гг. артист Ковалев И. А. сыграл целый ряд центральных ролей в новых постановках театра: Дисон — «Женское постоянство» С. Моэма, Завалишин — «Любовь — книга золотая» А. Толстого, Вторник — «Белоснежка и семь гномов» Л. Устинова, О.Табакова, Иванов — «Иванов» А. П. Чехова, Виктор — «Именины сердца», Фредерик — Спокойной ночи, папочка!».
Ковалев И. А. один из самых репертуарных артистов театра. Хорошие сценические данные артиста, профессиональная хватка в работе над образами позволяют говорить о нем, как о сложившемся мастере, которому доступны «вымирающие» в современном театре амплуа «героя-любовника», «героя-неврастеника». Ковалев И. А. в работе самостоятелен и чуток к замыслу режиссера, умеет находить себя в ансамбле. Сегодня артист Ковалев И. А. — один из ведущих артистов, которым труппа театра может гордиться» (главный режиссер Е.К. Степанцев).
В те годы И. А. Ковалёв часто выручал театр, оперативно вводясь в те или иные постановки. Так, в сентябре 1990 г. ему была объявлена благодарность и выписана премия за ввод на роль Поло в спектакле «Месье, который платит». В октябре 1993-го за срочный ввод на роль Завалишина в спектакль «Любовь — книга золотая» объявлена благодарность, а к юбилею артист был награжден грамотой Министерства культуры Коми и премией.
Лето 1996 г.: «Ковалев И. А. за время после последней аттестации (июнь 1994) сыграл целый ряд больших центральных ролей: Директор — Деревья умирают стоя, Леонидик — Мой бедный Марат, Блэз — Блэз, Обольянинов и танцующий манекен — «Зойкина квартира». Ковалев И. А. — один из самых репертуарных артистов был всегда, таким остается и сегодня. Удельный вес, объем и качество его работ самого последнего времени — значительны. Яркие сценические данные артиста, профессиональная хватка в работе позволяют оценивать его сегодня, как сложившегося мастера, способного решать самые сложные творческие задачи. Он в работе достаточно самостоятелен и одновременно чуток к режиссерским замечаниям и предложениям.
Ковалев И. А. умен и начитан. Порой, раньше, излишний прагматизм мешал полному проявлению живой, эмоциональной реакции его героев, сковывал темперамент. В последней работе (Блэз) сделан значительный шаг по преодолению этого. Сегодня Ковалев И. А. — ведущий артист театра. Есть все основания для перевода его в разряд «мастеров сцены», а также повод для ходатайства о награждении его Почетной Грамотой Госсовета РК, которой он до сих пор не имеет» (директор театра М. И. Богданович).
Декабрь 1997 г.: «Ведущий основной социальный герой, с ярко выраженными внешними и внутренними данными. Обладает способностью подчинять свою игру, помимо общих требований сценической выразительности, особым параметрам формы каждого спектакля. В совершенной степени владеет темпоритмической организацией каждой роли. Яркий пример тому — последняя работа в роли Разгильдяева в водевиле П. Каратыгина — «Вицмундир». Безупречное литературное произношение, выразительная лепка фразы. Музыкален в превосходной степени, пластичен с основательной театральной школой. Мастер внутреннего перевоплощения, тонкого психологического рисунка. Достаточно убедителен и интересен в острохарактерных ролях. Отличает большая внутренняя культура, широкая и глубокая образованность, художественный вкус.
Один из наставников молодёжи театра по сценическому движению, фехтованию, поставил несколько самостоятельных спектаклей в театре. Популярен и любим воркутинским зрителем. Работоспособен, вынослив. Большая занятость в репертуаре, высокий профессионализм, популярность дают основания рекомендовать артиста к присвоению Почётного звания «Заслуженный артист Республики Коми» и присвоению 15 разряда — «ведущий мастер сцены» (директор театра М. И. Богданович).
Из аттестационного листа 17 мая 2001 г.: «Игорь Алексеевич — человек, преданный театру, любит прежде всего искусство, а не себя, умеет радоваться достижениям театра. Пожелания — побольше играть спектаклей».
Из наградного листа октября 2006 г.: «За 25 лет сценической деятельности (из них 20 сезонов — на воркутинской сцене) И. А. Ковалёвым сыграно более ста ролей отечественного и мирового репертуара, сыграно множество запоминающихся образов… Актёр активно занимается концертной деятельностью. Преподаёт сценические дисциплины (речь, движение, фехтование), много работает с молодёжью, сотрудничает с радио и телевидением.
Многие сценические образы, созданные Ковалёвым Игорем Алексеевичем, имеют огромное социальное значение и оказали положительное влияние на сознание зрительской аудитории не только города Воркуты, но и Республики Коми. Сценарист, режиссёр многих крупных городских мероприятий, театральных бенефисов, «капустников». Имеет несколько самостоятельных режиссёрских постановок в театрах Воркуты, которые успешно идут и сейчас.
Актёр неоднократно приглашался в крупнейшие театры России, однако предпочёл работать в северном городе, ставшем ему родным. Популярен среди горожан, любим воркутинским зрителем. Неоднократный победитель конкурсов на лучшую роль года. Многократно награждался грамотами Управления культуры и главы администрации г. Воркуты, Министерства культуры и национальной политики Республики Коми. Награждён Почётной грамотой Республики Коми в 2001 году».
Тут необходимо пояснение к словам о преподавательской деятельности И. Ковалёва и его работе с молодёжью, сотрудничестве с радио и телевидением. Игорь Алексеевич преподавал сценическое движение (в том числе фехтование) в профильном актёрском классе, готовившем кадры для народного театра, в прогимназии в воркутинском посёлке Воргашор. Именно из этих уроков «вырос» замечательный артист Дмитрий Максименко, начинавший профессиональную актёрскую карьеру в Воркутинском драмтеатре и продолживший её в Академическом театре драмы им. В. Савина в Сыктывкаре.
А ещё он очень хорошо давал интервью не только о себе, но и о театре, его постановках. И, если нужно было рассказать воркутинцам о готовящемся спектакле, пригласить их в театр на то или иное событие, в городской телецентр театр, как правило, делегировал этого артиста.
Из характеристики декабря 2006 г.: «За время работы в театре И. А. Ковалёв проявил себя как профессионал высокого уровня. Он является ведущим артистом театра, его знают и любят воркутинские зрители. Игорь Алексеевич мастер создания точных, глубоких психологических образов, одинаково свободно играющий и эксцентрическую комедию и психологическую драму. Интеллигентен и доброжелателен с партнёрами по сцене. Вместе с тем, в последнее время, в артисте ощущается некоторая усталость и некоторая потеря формы, что впрочем, всегда преодолевается за счёт большой самоотдачи на спектаклях и последних репетициях перед выпуском». (главный режиссер С. Ю. Корнющенко).
Помимо работы на сцене в качестве артиста, уже на рубеже 1980-1990-х годов Игорь Алексеевич начала ставить спектакли и как режиссёр. В основном, это были сказки для детской аудитории. К примеру, в 1989 или 1990-м году поставил сказку «Замок с секретом». В 2009-м — сказку «Заклинание великого мага» Д. Урбан («Все мыши любят сыр»)…
Были у него постановки и вечерних спектаклей. В 2010-11 гг. году он поставил с заслуженным артистом РК А. И. Аноприенко и заслуженной артисткой РФ В. Г. Авраамовой антрепризный спектакль по пьесе А. Арбузова «Старомодная комедия», который был показан на разных площадках Воркуты и её посёлков, а также в Сыктывкаре. Его последней режиссёрской работой в ВДТ, уже после ухода отсюда, стал в 2014 году спектакль «Тустеп на чемоданах» к бенефису заслуженного артиста РК А. И. Аноприенко.
Прослужив в Воркутинском драматическом театре 25,5 лет, 6 августа 2012 г. уволился по собственному желанию и 15 августа того же года пришёл в качестве директора в Государственный театр кукол Республики Коми. Тут он проработал три с половиной года, по 7 марта 2016 года — даты своей смерти.
Возглавить этот театр его звали ещё лет за 20 до того. Долго, несколько раз приглашал легендарный мэр Воркуты Игорь Шпектор. Игорь Ковалёв хорошо знал театр кукол: бывал на всех его спектаклях, сам поставил несколько. И вообще, впервые прибыв в Воркуту, он по ошибке позвонил не в драмтеатр, который его пригласил, а в театр кукол, и с директором второго поговорил раньше, чем с руководителем первого. Однако на все предложения И. Шпектора И. Ковалёв отвечал отказом. А когда в 2012-м директора театра кукол Марию Балмастову пригласили в Сыктывкар возглавить Коми республиканскую филармонию, ей нужно было порекомендовать кого-то себе на замену. Она рекомендовала Игоря Ковалёва, который до того помогал ей реализовать часть творческих проектов, и предложение от министерства культуры Игорь Алексеевич принял. И Игорь Леонидович Шпектор потом шутя «обиженно» пенял ему за это…
За относительно небольшой срок руководства театром кукол Игорь Ковалёв успел там сделать довольно много. Благодаря его идеям и под его руководством в театре были созданы такие знаковые спектакли как «Алые паруса», «Пера-богатырь» и «Маленькая ночная серенада». Идею «Алых парусов» он долго в себе вынашивал, выиграл грант на постановку. Поставить пригласил режиссера из Костромы Михаила Логинова, а сам озвучил в спектакле Капитана. Он был заинтересован в приглашении именитых режиссеров и художников, поэтому художником спектаклей «Алые паруса», «Пера-богатырь» и «Маленькая ночная серенада» стал известный театральный художник Андрей Запорожский из Санкт-Петербурга. Благодаря И. Ковалёву, плодотворное сотрудничество Театра кукол с режиссерами Михаилом Логиновым, Антоном Лабушкиным, Светланой Озерской, художниками Андреем Запорожским, Натальей Кашениной продолжается по сей день.
Вот как описывал Игорь Алексеевич своё вИдение истории для детей и взрослых «Алые паруса»: »…Первое, что приходит на ум, когда слышишь слова «надежда» или «счастье» — это алые паруса, развевающиеся над безмятежным морским простором, делающие хрупкую детскую мечту былью…».
Вот его слова о постановке спектакля «Пера-богатырь»: «Очень бы хотелось, чтобы герои народного героического эпоса, объемно и глубоко выписанные самим Временем, навсегда поселившиеся в истории словесности, не стирались из памяти новых поколений, не превращались в пыльные формуляры исторических библиотек. Поэтому сценическое воплощение образа Перы-богатыря кажется мне актуальным и интересным».
Также очень важный проект Театра кукол, инициированный И. Ковалевым — «Гастроли. Крупный формат». Вот что о нём говорил сам Игорь Алексеевич: «…Название «Крупный формат» говорит о том, что спектакли идут в оригинальном варианте, созданном именно для сцены. Многие театры ездят по школам и детским садам и не могут там показать спектакли в первозданном виде, им приходится адаптировать их к условиям отсутствия сцены. То, как выглядят эти спектакли на сцене, люди и понятия не имеют…».
Кроме того, именно при его руководстве фестиваль «В гостях у Мойдыся», который появился с подачи Театра кукол и проходит раз в два года, приобрёл статус международного. В 2011 году был проведён I Межрегиональный такой фестиваль, а уже в 2013-м — I Международный (тогда на него И. Ковалёв пригласил зарубежный театр — из Симферополя). В 2025 году в Сыктывкаре состоится уже VII Международный фестиваль театров кукол «В гостях у Мойдыся».
И. А. Ковалёв, с его актёрской школой и опытом, очень много помогал артистам Театра кукол в их работе над ролями. А как режиссёр он поставил в этом театре спектакли «Опасная сказка», «День рождения Иа». Начинал и «Рожки да ножки», однако умер, не успев довести эту работу до финала — постановку доделывал другой режиссер.
Игорь Алексеевич ушёл из жизни 7 сентября 2016 года в возрасте ровно 55 с половиной лет — внезапный сердечный приступ. Как рассказывают те, кто его хорошо знал, этот добрый, мягкий, очень интеллигентный человек принимал всё очень близко к сердцу… Похоронен в Воркуте на новом кладбище.
Спектакль «Хрустальный башмачок», на фото Игорь Ковалев, Антонина Меркулова
Спектакль «Наш Декамерон», на фото Елена Самохина, Игорь Ковалев
Спектакль «Кот в сапогах», на фото Игорь Ковалев, Владимир Чернов
Ковалев Игорь Алексеевич, портрет Евгения Болдырева