Ковалёв Игорь Алексеевич
Лауреат премии IV Республиканского театрального конкурса им. С. Ермолина в номинации «Лучшая мужская роль» за высокий профессионализм в исполнении роли Князя в спектакле «Дядюшкин сон» по произведению Ф М. Достоевского (2009).
Награды:
- Почётная грамота Министерства культуры Республики Коми (1993),
- Почётная грамота Республики Коми «за многолетний добросовестный труд» (2001),
- Почётная грамота Министерства культуры РК (2003),
- Почётное звание «Заслуженный работник Республики Коми» (2006),
- Благодарность министра культуры РК «за активную работу по подготовке и проведению межрегионального фестиваля театров кукол «В гостях у Мойдыся» (2011).
Игорь Алексеевич Ковалёв родился 7 сентября 1960 г. в г. Душанбе — столице советского Таджикистана. В 1977 г. окончил школу и поступил в Таджикский государственный институт искусств (ТГИИ) на русский актёрский спецкурс Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии — все преподаватели на нём были из ЛГИТМиКа. Для всех этот выбор был довольно неожиданным: Игорь был из педагогической династии и в юношестве обнаруживал способности к преподаванию, поэтому окружающие были уверены, что он пойдёт по соответствующей стезе. Хотя и выступать на сцене доводилось много: его мама Светлана Семёновна была учителем русского языка и литературы, и Игорь всегда был ее правой рукой, когда она делала в своём классе разные постановки. Непродолжительное время занимался бальными танцами. К тому же в детстве, юношестве он часто смотрел спектакли в Душанбинском русском драматическом театре им. В. Маяковского.
Сам же он в разные годы мечтал о самых разных профессиях, среди которых были пожарный, портной-модельер, скульптор… «Годам к десяти я созрел, что нужно быть режиссёром, годам к 13-ти — только режиссура, никакого актёрства и близко не должно быть», — говорил он о себе в одном из последних своих интервью. В своём дворе с соседскими детьми он устраивал маленький театр — и кукольный, и драматический. Поскольку был организатором этого процесса, видел себя исключительно режиссёром. И в настоящем театре Игорь бывал часто. И однажды его любимый артист прослушал мальчика и посоветовал, прежде чем идти в режиссуру, «попробовать актёрского хлеба».
В июне 1981 году он окончил ТГГИ со специальностью актёра драматического театра и кино и уже в августе того же года поступил в качестве артиста в Русский драмтеатр им. В. Маяковского. Отработав там полгода, ушёл в армию. Служил с мая 1982 по ноябрь 1983 в Иркутске — там часто ходил в драматический театр им. Охлопкова, а поскольку был сержантом, то водил туда и своих подопечных. Демобилизовавшись, в декабре 1983 вернулся в Русский драмтеатр им. В. Маяковского — правда, всего на полгода, по май 1984. В поисках учреждения, где давали бы жильё (к этому времени у молодого артиста уже были жена и сын) из солнечного Душанбе в мае 1984-го переехал на Крайний Север, став артистом драмы Магаданского областного музыкально-драматического театра им. Горького. Правда, с жильём там, по всей видимости, не «срослось», и в ноябре того же года Игорь вернулся домой в Душанбе, в «родной» театр. Правда, с жильём в столице Таджикистана было по-прежнему плохо, поэтому молодой артист и глава семьи продолжал поиски. Прослужив теперь уже два года (с ноября 1984 по ноябрь 1986) артистом Русского драмтеатра им. В. Маяковского, в декабре 1986-го Игорь становится руководителем кружка драмы Дворца культуры «Гашма» в Душанбе. Но совсем ненадолго… Уже в следующем месяце его приглашают в другую часть Крайнего Севера — в Воркуту.
Пригласил его тогдашний директор Воркутинского драмтеатра Михаил Иванович Горшунов, друживший с замдиректора душанбинского театра. Два руководителя театров встретились в Москве, Горшунов высказался, как в Воркуте нужен молодой артист, и его коллега из Душанбе порекомендовал Ковалёва: дескать, есть молодой герой, только ему нужно жильё. В Воркуте оно было. Так 20 января 1987 г. 26-летний артист Игорь Алексеевич Ковалёв был принят на работу в ВДТ артистом II категории. Первоначально трудовой договор с ним был подписан на три года. Но актёр настолько тут пришёлся ко двору, прижился, что прослужил в этом театре 25 с половиной лет. С января 1998-го он уже был ведущим мастером сцены. Также много лет Игорь Алексеевич состоял в Художественном совете театра.
За три с половиной года работы в театре Душанбе Игорь Ковалёв успел сыграть около полутора десятка ролей. Сред них — Пашка в «Прошлым летом в Чулимске», Лис в «Маленьком принце», Баба-Яга в «Аленьком цветочке», Тузенбах в «Трёх сёстрах», Дамис и Валер в «Тартюфе», Митя в «С любимыми не расставайтесь», Гемон в «Антигоне» Ж. Ануя, Глумов в «На всякого мудреца довольно простоты»…
Первой его ролью на воркутинской сцене стал Креонт в «Диогене». Однако самому артисту она нравилась мало. Зато вторая — Николка Турбин в «Днях Турбиных» М. Булгакова — стала для него знаковой. В том числе, потому, что спектакль ставил режиссер Анатолий Головин (ученик Г. Товтоногова), с которым И. Ковалёву очень нравилось работать.
Как вспоминают коллеги Игоря Алексеевича, он был очень красивым героем, на него ходили. Также артист состоялся в амплуа героя-неврастеника, а позже был великолепен в характерных ролях.
В первые годы работы в Воркуте в список ролей И. Ковалёва вошли Принц в «Хрустальном башмачке» Т. Габбе, Мышкин в «Идиоте» Ф. Достоевского, Генри Дарнлей в «Ваша сестра и племянница» С. Разумовской, Директор в «Деревья умирают стоя» А. Касона, Иванов в «Иванове» А. Чехова…
Одна из самых значимых ролей той поры — Он в спектакле «Наш Декамерон» по пьесе Э. Радзинского. В этой постановке конца 1980-х или начала 1990-х Игорь Ковалёв впервые выступил как художник спектакля, разработав масштабные декорации. А сам спектакль стал для воркутинцев знаковым.
Еще наиболее яркие из сыгранных И. Ковалёвым ролей: Леонидик в «Мой бедный Марат» А. Арбузова, Блэз в «Блэзе» К. Манье, Брэд в «Дорогая Памела» Д. Патрика, Виктор в «Именинах сердца» С. Лобозёрова, Разгильдяев в «Вицмундире» П. Каратыгина, Торибио в «Доме, где всё кувырком» А. Портеса, Жером в «Плутнях Скапена» Ж. Мольера, Павел Федорович Обольянинов и танцующий манекен в «Зойкиной квартире» Булгакова, Рикардо в «Филумена Мартурано» Э. де Филиппо, Андрей Колычев в «Василисе Мелентьевой» А. Островского, Доктор Эммет в «Странной миссис Сэвидж» Д. Патрика, Дульчин в «Последней жертве» А. Островского, Шипучин в части «Юбилей» спектакля «Кавардак, или Извините за выражение» по произведениям А. Чехова, Себастьян в «Замке в Швеции» Ф. Саган, Хулио в «Дикаре» А. Касона, Анджело в «Козьем острове» У.Бетти, Джерри в «Двое на качелях», Том в «Томе Сойере» М. Твена, Сэдбей в «Ожерелье Сюдбея» А. Клейна, Сирано в «Сирано де Бержерак» Э. Ростана, Серж в «Она вас нежно целует» Ф. Саган, Командор в «Окончании Дон Жуана» Э. Радзинского, Мамуля в «Мамуле» С. Белова, «Оргон в Тартюфе» Ж. Мольера, а также три роли в постановке «Театр, или шум за сценой» М. Фрейн: Фредерик Феллоуз, Филипп Брент и шейх.
По воспоминаниям коллег, Игорь Алексеевич был очень добрым, интеллигентным, тонким, эмоционально восприимчивым человеком, остро реагировавшим на хамство, фальшь, ложь.
Вот выдержки из характеристик разных лет на этого артиста.
Ноябрь 1992 г.: «За время работы в Воркутинском драматическом театре арт. Ковалев И. А. показал себя как человек, безусловно творческий, с не до конца раскрытыми еще творческими возможностями. Актеру свойственна органика, сценическая культура, хорошая пластика, стремление к четкому воплощению режиссерского замысла. Артист растет от роли к роли, что говорит о его хорошем творческом потенциале.
И. А. Ковалев занят почти во всем репертуаре, сыграл ряд разнообразных ролей, таких как Николай в спектакле «Дни Турбиных», Креонт — «Диоген», Костка — «Страстное желание» Ю. Монтвила, Художник — «Западня» и ряд других, среди которых хотелось бы отметить роль Дарнлея в спектакле «Ваша сестра и племянница». Актер Ковалев И. А. принимает активное участие в работе театра, способствует созданию творческой атмосферы…» (директор театра М. И. Богданович).
Июнь 1994 г.: «В сезоне 1993–1994 гг. артист Ковалев И. А. сыграл целый ряд центральных ролей в новых постановках театра: Дисон — «Женское постоянство» С. Моэма, Завалишин — «Любовь — книга золотая» А. Толстого, Вторник — «Белоснежка и семь гномов» Л. Устинова, О.Табакова, Иванов — «Иванов» А. П. Чехова, Виктор — «Именины сердца», Фредерик — Спокойной ночи, папочка!».
Ковалев И. А. один из самых репертуарных артистов театра. Хорошие сценические данные артиста, профессиональная хватка в работе над образами позволяют говорить о нем, как о сложившемся мастере, которому доступны «вымирающие» в современном театре амплуа «героя-любовника», «героя-неврастеника». Ковалев И. А. в работе самостоятелен и чуток к замыслу режиссера, умеет находить себя в ансамбле. Сегодня артист Ковалев И. А. — один из ведущих артистов, которым труппа театра может гордиться» (главный режиссер Е.К. Степанцев).
В те годы И. А. Ковалёв часто выручал театр, оперативно вводясь в те или иные постановки. Так, в сентябре 1990 г. ему была объявлена благодарность и выписана премия за ввод на роль Поло в спектакле «Месье, который платит». В октябре 1993-го за срочный ввод на роль Завалишина в спектакль «Любовь — книга золотая» объявлена благодарность, а к юбилею артист был награжден грамотой Министерства культуры Коми и премией.
Лето 1996 г.: «Ковалев И. А. за время после последней аттестации (июнь 1994) сыграл целый ряд больших центральных ролей: Директор — Деревья умирают стоя, Леонидик — Мой бедный Марат, Блэз — Блэз, Обольянинов и танцующий манекен — «Зойкина квартира». Ковалев И. А. — один из самых репертуарных артистов был всегда, таким остается и сегодня. Удельный вес, объем и качество его работ самого последнего времени — значительны. Яркие сценические данные артиста, профессиональная хватка в работе позволяют оценивать его сегодня, как сложившегося мастера, способного решать самые сложные творческие задачи. Он в работе достаточно самостоятелен и одновременно чуток к режиссерским замечаниям и предложениям.
Ковалев И. А. умен и начитан. Порой, раньше, излишний прагматизм мешал полному проявлению живой, эмоциональной реакции его героев, сковывал темперамент. В последней работе (Блэз) сделан значительный шаг по преодолению этого. Сегодня Ковалев И. А. — ведущий артист театра. Есть все основания для перевода его в разряд «мастеров сцены», а также повод для ходатайства о награждении его Почетной Грамотой Госсовета РК, которой он до сих пор не имеет» (директор театра М. И. Богданович).
Декабрь 1997 г.: «Ведущий основной социальный герой, с ярко выраженными внешними и внутренними данными. Обладает способностью подчинять свою игру, помимо общих требований сценической выразительности, особым параметрам формы каждого спектакля. В совершенной степени владеет темпоритмической организацией каждой роли. Яркий пример тому — последняя работа в роли Разгильдяева в водевиле П. Каратыгина — «Вицмундир». Безупречное литературное произношение, выразительная лепка фразы. Музыкален в превосходной степени, пластичен с основательной театральной школой. Мастер внутреннего перевоплощения, тонкого психологического рисунка. Достаточно убедителен и интересен в острохарактерных ролях. Отличает большая внутренняя культура, широкая и глубокая образованность, художественный вкус.
Один из наставников молодёжи театра по сценическому движению, фехтованию, поставил несколько самостоятельных спектаклей в театре. Популярен и любим воркутинским зрителем. Работоспособен, вынослив. Большая занятость в репертуаре, высокий профессионализм, популярность дают основания рекомендовать артиста к присвоению Почётного звания «Заслуженный артист Республики Коми» и присвоению 15 разряда — «ведущий мастер сцены» (директор театра М. И. Богданович).
Из аттестационного листа 17 мая 2001 г.: «Игорь Алексеевич — человек, преданный театру, любит прежде всего искусство, а не себя, умеет радоваться достижениям театра. Пожелания — побольше играть спектаклей».
Из наградного листа октября 2006 г.: «За 25 лет сценической деятельности (из них 20 сезонов — на воркутинской сцене) И. А. Ковалёвым сыграно более ста ролей отечественного и мирового репертуара, сыграно множество запоминающихся образов… Актёр активно занимается концертной деятельностью. Преподаёт сценические дисциплины (речь, движение, фехтование), много работает с молодёжью, сотрудничает с радио и телевидением.
Многие сценические образы, созданные Ковалёвым Игорем Алексеевичем, имеют огромное социальное значение и оказали положительное влияние на сознание зрительской аудитории не только города Воркуты, но и Республики Коми. Сценарист, режиссёр многих крупных городских мероприятий, театральных бенефисов, «капустников». Имеет несколько самостоятельных режиссёрских постановок в театрах Воркуты, которые успешно идут и сейчас.
Актёр неоднократно приглашался в крупнейшие театры России, однако предпочёл работать в северном городе, ставшем ему родным. Популярен среди горожан, любим воркутинским зрителем. Неоднократный победитель конкурсов на лучшую роль года. Многократно награждался грамотами Управления культуры и главы администрации г. Воркуты, Министерства культуры и национальной политики Республики Коми. Награждён Почётной грамотой Республики Коми в 2001 году».
Тут необходимо пояснение к словам о преподавательской деятельности И. Ковалёва и его работе с молодёжью, сотрудничестве с радио и телевидением. Игорь Алексеевич преподавал сценическое движение (в том числе фехтование) в профильном актёрском классе, готовившем кадры для народного театра, в прогимназии в воркутинском посёлке Воргашор. Именно из этих уроков «вырос» замечательный артист Дмитрий Максименко, начинавший профессиональную актёрскую карьеру в Воркутинском драмтеатре и продолживший её в Академическом театре драмы им. В. Савина в Сыктывкаре.
А ещё он очень хорошо давал интервью не только о себе, но и о театре, его постановках. И, если нужно было рассказать воркутинцам о готовящемся спектакле, пригласить их в театр на то или иное событие, в городской телецентр театр, как правило, делегировал этого артиста.
Из характеристики декабря 2006 г.: «За время работы в театре И. А. Ковалёв проявил себя как профессионал высокого уровня. Он является ведущим артистом театра, его знают и любят воркутинские зрители. Игорь Алексеевич мастер создания точных, глубоких психологических образов, одинаково свободно играющий и эксцентрическую комедию и психологическую драму. Интеллигентен и доброжелателен с партнёрами по сцене. Вместе с тем, в последнее время, в артисте ощущается некоторая усталость и некоторая потеря формы, что впрочем, всегда преодолевается за счёт большой самоотдачи на спектаклях и последних репетициях перед выпуском». (главный режиссер С. Ю. Корнющенко).
Помимо работы на сцене в качестве артиста, уже на рубеже 1980-1990-х годов Игорь Алексеевич начала ставить спектакли и как режиссёр. В основном, это были сказки для детской аудитории. К примеру, в 1989 или 1990-м году поставил сказку «Замок с секретом». В 2009-м — сказку «Заклинание великого мага» Д. Урбан («Все мыши любят сыр»)…
Игорь Ковалёв находил время, силы на творчество и вне театра. В середине 2000-х в Воркуте при Государственном театре кукол существовал театр поэзии и пластики «Ваганты». В 2006 году «Ваганты» под руководством режиссёра Александра Алманова подготовили спектакль под названием «Я расцелую Севера глаза…», который показывали на сцене ДКШ. В спектакле по стихам воркутинских поэтов звучали стихи и рождался танец. На премьерных показах поэтическое слово зрителям несли актёр ВДТ Игорь Ковалёв, чей голос звучал из-за кулис, и воркутинская поэтесса, автор сценария и исполнительница спектакля Ольга Хмара — она читала стихи на сцене. А в 2007-м, для последующих показов постановки, текст Игоря Алексеевича решили записать в студии театра кукол. Эти записи сохранились в домашнем архиве Александра Гайна, который участвовал в той постановке и спустя годы решил поделиться данными треками. Теперь эти записи опубликованы, и спустя почти два десятилетия после того, как они были сделаны, мы можем услышать живой голос замечательного артиста.
Были у него постановки и вечерних спектаклей. В 2010-11 гг. году он поставил с заслуженным артистом РК А. И. Аноприенко и заслуженной артисткой РФ В. Г. Авраамовой антрепризный спектакль по пьесе А. Арбузова «Старомодная комедия», который был показан на разных площадках Воркуты и её посёлков, а также в Сыктывкаре. Его последней режиссёрской работой в ВДТ, уже после ухода отсюда, стал в 2014 году спектакль «Тустеп на чемоданах» к бенефису заслуженного артиста РК А. И. Аноприенко.
Прослужив в Воркутинском драматическом театре 25,5 лет, 6 августа 2012 г. уволился по собственному желанию и 15 августа того же года пришёл в качестве директора в Государственный театр кукол Республики Коми. Тут он проработал три с половиной года, по 7 марта 2016 года — даты своей смерти.
Возглавить этот театр его звали ещё лет за 20 до того. Долго, несколько раз приглашал легендарный мэр Воркуты Игорь Шпектор. Игорь Ковалёв хорошо знал театр кукол: бывал на всех его спектаклях, сам поставил несколько. И вообще, впервые прибыв в Воркуту, он по ошибке позвонил не в драмтеатр, который его пригласил, а в театр кукол, и с директором второго поговорил раньше, чем с руководителем первого. Однако на все предложения И. Шпектора И. Ковалёв отвечал отказом. А когда в 2012-м директора театра кукол Марию Балмастову пригласили в Сыктывкар возглавить Коми республиканскую филармонию, ей нужно было порекомендовать кого-то себе на замену. Она рекомендовала Игоря Ковалёва, который до того помогал ей реализовать часть творческих проектов, и предложение от министерства культуры Игорь Алексеевич принял. И Игорь Леонидович Шпектор потом шутя «обиженно» пенял ему за это…
За относительно небольшой срок руководства театром кукол Игорь Ковалёв успел там сделать довольно много. Благодаря его идеям и под его руководством в театре были созданы такие знаковые спектакли как «Алые паруса», «Пера-богатырь» и «Маленькая ночная серенада». Идею «Алых парусов» он долго в себе вынашивал, выиграл грант на постановку. Поставить пригласил режиссера из Костромы Михаила Логинова, а сам озвучил в спектакле Капитана. Он был заинтересован в приглашении именитых режиссеров и художников, поэтому художником спектаклей «Алые паруса», «Пера-богатырь» и «Маленькая ночная серенада» стал известный театральный художник Андрей Запорожский из Санкт-Петербурга. Благодаря И. Ковалёву, плодотворное сотрудничество Театра кукол с режиссерами Михаилом Логиновым, Антоном Лабушкиным, Светланой Озерской, художниками Андреем Запорожским, Натальей Кашениной продолжается по сей день.
Вот как описывал Игорь Алексеевич своё вИдение истории для детей и взрослых «Алые паруса»: «…Первое, что приходит на ум, когда слышишь слова «надежда» или «счастье» — это алые паруса, развевающиеся над безмятежным морским простором, делающие хрупкую детскую мечту былью…».
Вот его слова о постановке спектакля «Пера-богатырь»: «Очень бы хотелось, чтобы герои народного героического эпоса, объемно и глубоко выписанные самим Временем, навсегда поселившиеся в истории словесности, не стирались из памяти новых поколений, не превращались в пыльные формуляры исторических библиотек. Поэтому сценическое воплощение образа Перы-богатыря кажется мне актуальным и интересным».
Также очень важный проект Театра кукол, инициированный И. Ковалевым — «Гастроли. Крупный формат». Вот что о нём говорил сам Игорь Алексеевич: «…Название «Крупный формат» говорит о том, что спектакли идут в оригинальном варианте, созданном именно для сцены. Многие театры ездят по школам и детским садам и не могут там показать спектакли в первозданном виде, им приходится адаптировать их к условиям отсутствия сцены. То, как выглядят эти спектакли на сцене, люди и понятия не имеют…».
Кроме того, именно при его руководстве фестиваль «В гостях у Мойдыся», который появился с подачи Театра кукол и проходит раз в два года, приобрёл статус международного. В 2011 году был проведён I Межрегиональный такой фестиваль, а уже в 2013-м — I Международный (тогда на него И. Ковалёв пригласил зарубежный театр — из Симферополя). В 2025 году в Сыктывкаре состоится уже VII Международный фестиваль театров кукол «В гостях у Мойдыся».
И. А. Ковалёв, с его актёрской школой и опытом, очень много помогал артистам Театра кукол в их работе над ролями. А как режиссёр он поставил в этом театре спектакли «Опасная сказка», «День рождения Иа». Начинал и «Рожки да ножки», однако умер, не успев довести эту работу до финала — постановку доделывал другой режиссер.
Игорь Алексеевич ушёл из жизни 7 марта 2016 года в возрасте ровно 55 с половиной лет — внезапный сердечный приступ. Как рассказывают те, кто его хорошо знал, этот добрый, мягкий, очень интеллигентный человек принимал всё очень близко к сердцу… Похоронен в Воркуте на новом кладбище.
Аудиоархив
Спектакль «Хрустальный башмачок», на фото Игорь Ковалев, Антонина Меркулова
Спектакль «Наш Декамерон», на фото Елена Самохина, Игорь Ковалев
Спектакль «Кот в сапогах», на фото Игорь Ковалев, Владимир Чернов
Ковалев Игорь Алексеевич, портрет Евгения Болдырева
Бенефис Игоря Алексеевича
Дипломный спектакль «Прошлым летом в Чулимске»
Спектакль «Диоген», на фото Антонина Меркулова, Игорь Ковалев
Спектакль «Диоген», на фото Антонина Меркулова, Игорь Ковалев
Спектакль «Дядюшкин сон», на фото Оксана Ковалева, Игорь Ковалев
Спектакль «За двумя зайцами», на фото Валентина Авраамова, Оксана Ковалева, Игорь Ковалев, Дмитрий Максименко
Спектакль «Звездный час», на фото Валентина Авраамова, Игорь Ковалев, Гульнар Орлова
Спектакль «Кот в сапогах», на фото Игорь Ковалёв, Владимир Чернов
Спектакль «Кот в сапогах», на фото Игорь Ковалёв, Сихварт Валерий, Александр Королевский, Галина Мельник
Спектакль «Кот в сапогах», на фото Игорь Ковалёв, Сихварт Валерий, Владимир Чернов
Спектакль «Наш Декамерон», на фото Игорь Ковалев, Елена Самохина, Владимир Чернов
Спектакль «Пигмалион»
Спектакль «Том Сойер» (1996 г.), на фото Игорь Ковалев, Виктор Ножкин
Спектакль «Том Сойер» (1996 г.), на фото Игорь Ковалев, Оксана Ковалева
Спектакль «Хрустальный башмачок», на фото Игорь Ковалев, Антонина Меркулова
Таджикский государственный институт искусств
«Том Сойер» (1996 г.), на фото Павел Рудаков, Игорь Ковалев
Спектакль «Беда от нежного сердца» (Душанбе)
Спектакль «Женитьба», на фото Игорь Ковалев, Игорь Либ
Спектакль «Замок в Щвеции», на фото Игорь Ковалев, Анатолий Аноприенко