Выставка «Сверхзадача — выжить»
В первый день лета в филиале Государственного музея истории Санкт-Петербурга (Особняк Румянцева), что на Английской набережной, состоялось открытие выставки «Сверхзадача — выжить», посвящённой 75-летию Воркутинского музыкально-драматического театра. Выставка проходит в рамках Дней Республики Коми в Санкт-Петербурге, приуроченных к празднованию 100-летия региона.
Авторы выставки бережно отобрали и представили посетителям уникальные материалы, проливающие свет на первое десятилетие жизни театра. Среди них редкие фотографии, документы, личные вещи актёров, а также основателя театра Бориса Мордвинова. Курирует выставку внучка Бориса Аркадьевича Надежда Михайловна Мордвинова, которая открыла вернисаж, обратившись с приветственным словом к посетителям:
— Сегодня театральный музей имени Бахрушина уже в четвёртый раз представляет выставку «Сверхзадача — выжить», посвящённую 75-летию Воркутинского музыкально-драматического театра, — сказала она. — Этот театр был создан невероятным способом на месте шахтёрского посёлка, который образовался вокруг большого лагеря, созданного в конце 30-х годов. Совершенно невероятный случай, когда столкнулись два человека — начальник лагеря Михаил Митрофанович Мальцев и бывший главный режиссёр Большого театра Борис Аркадьевич Мордвинов. Режиссёр подал записку: «Давайте организуем театр. Здесь томится множество замечательных профессиональных артистов, певцов, танцоров». И это невероятно — Мальцев даёт разрешение на создание театра. Подписан указ был 8 августа 1943 года.
Доминантой экспозиции стал граф — математическая абстракция, модель, которая позволяет наглядно увидеть взаимосвязь судеб тех людей, что причастны к созданию Воркутинского драмтеатра. Это плод совместного труда Надежды Мордвиновой и её супруга Дмитрия Журова — людей, обладающих техническим образованием, что и определило подход к методологии выставки. Более подробно история создания выставки отображена в книге за авторством супругов, которую Надежда Мордвинова презентовала на вернисаже. Книга называется «Сверхзадача — помнить». Она была опубликована при поддержке Министерства культуры РФ и Бахрушинского музея.
Как известно, первой премьерой Воркутинского театра, носящего тогда звание музыкально-драматического, стала оперетта Имре Кальмана «Сильва», в честь чего артисты Петербургского театра музыкальной комедии Оксана Крупнова и Алексей Штыков исполнили для посетителей дуэт Сильвы и Эдвина.
Затем посетителей поприветствовала директор ВДТ имени Б.А. Мордвинова Елена Пекарь.
— Я очень рада приветствовать вас от лица нашего театра, а также от лица всех воркутинцев. У нас только что закончились большие гастроли в столице, которые проходили в рамках Дней Республики Коми в Москве, приуроченных к 100-летию региона. Это вторые за последнее время гастроли в столице нашей Родины. Конечно, представлять свою республику дело очень ответственное, — подчеркнула директор ВДТ. — Это большая ответственность ещё и потому, что мы приехали выступать на родину основателя нашего театра. И у нас была уникальная возможность представить свой театр, показать, чем он живёт и чем он дышит. За эти четыре дня мы получили неимоверное количество тёплых отзывов. Когда мы узнали, что будут Дни Республики Коми в Санкт-Петербурге, первое, о чём мы подумали — как привезти эту выставку в Северную столицу. Потому что многое связывает эти два города: Воркуту и блокадный Ленинград. Мы готовились к ней больше года, преодолевали всевозможные препятствия, но и чувствовали поддержку всех тех, кто принимал участие в её создании. Для нас это новый виток обращения к нашей истории, которая уже начинала стираться. Когда в 2018 году мы открывали эту выставку впервые, мы только шептались, чтобы она стала передвижной. И она таковой стала.
С приветственным словом к присутствующим обратился экс-министр культуры Коми, а ныне директор Александринского театра Сергей Емельянов.
— Я хочу с удовольствием поприветствовать вас от имени Александринского театра. Я сегодня испытывал очень трепетные чувства, потому что сегодня по большому счёту открываются Дни Республики Коми в Санкт-Петербурге, которые буквально вчера завершились в Москве, — отметил он. — Я прекрасно помню, как в 2019 году мы открывали эту выставку в Москве, в Бахрушинском музее. Я прекрасно помню, как мы открывали эту выставку в Сыктывкаре и в Воркуте, после того, как она довольно триумфально прошла в столице. Я прекрасно помню какие эмоции мы испытывали, когда встречались с непосредственными участниками тех событий, с воспоминаниями, которые звучали в течение всего того года, потому что тот год был связан с 75-летием со дня основания Воркутинского музыкально-драматического театра. Когда говоришь слово Воркута, то всеми без исключения представителями всех поколений оно воспринимается одинаково. Когда мы говорили Республика Коми, когда мы говорили Сыктывкар, не все проводили ассоциации. Но, когда мы говорили Воркута, все точно знали, что это за точка на карте, где это место находится и с какими историческим событиями связана Воркута. Конечно, Воркута это не только гордое имя, это много гордых имён тех людей, которые славили этот город и эту страну. Во многом история Воркуты связана с историей театра. История легендарных Воркутинцев связана с историей театра. Мне сегодня очень приятно открывать эту выставку в Санкт-Петербурге. Я всех вас поздравляю.
По завершении своей речи Сергей Витальевич вручил руководству Мордвиновского театра поздравительный адрес от имени театра Александринского.
Тёплые приветственные слова в адрес авторов выставки прозвучали также из уст директора Бахрушинского музея Дмитрия Родионова, директора музея истории Санкт-Петербурга Владимира Кириллова, заведующей филиалом «Особняк Румянцева» Татьяны Шмаковой, жертвы ленинградской блокады Михаила Тверского и многих других.
Познакомиться с историей создания уникального ГУЛАГовского театра можно будет на протяжении всего июня — выставка «Сверхзадача — выжить» продлится весь месяц.
Авторы выставки бережно отобрали и представили посетителям уникальные материалы, проливающие свет на первое десятилетие жизни театра. Среди них редкие фотографии, документы, личные вещи актёров, а также основателя театра Бориса Мордвинова. Курирует выставку внучка Бориса Аркадьевича Надежда Михайловна Мордвинова, которая открыла вернисаж, обратившись с приветственным словом к посетителям:
— Сегодня театральный музей имени Бахрушина уже в четвёртый раз представляет выставку «Сверхзадача — выжить», посвящённую 75-летию Воркутинского музыкально-драматического театра, — сказала она. — Этот театр был создан невероятным способом на месте шахтёрского посёлка, который образовался вокруг большого лагеря, созданного в конце 30-х годов. Совершенно невероятный случай, когда столкнулись два человека — начальник лагеря Михаил Митрофанович Мальцев и бывший главный режиссёр Большого театра Борис Аркадьевич Мордвинов. Режиссёр подал записку: «Давайте организуем театр. Здесь томится множество замечательных профессиональных артистов, певцов, танцоров». И это невероятно — Мальцев даёт разрешение на создание театра. Подписан указ был 8 августа 1943 года.
Доминантой экспозиции стал граф — математическая абстракция, модель, которая позволяет наглядно увидеть взаимосвязь судеб тех людей, что причастны к созданию Воркутинского драмтеатра. Это плод совместного труда Надежды Мордвиновой и её супруга Дмитрия Журова — людей, обладающих техническим образованием, что и определило подход к методологии выставки. Более подробно история создания выставки отображена в книге за авторством супругов, которую Надежда Мордвинова презентовала на вернисаже. Книга называется «Сверхзадача — помнить». Она была опубликована при поддержке Министерства культуры РФ и Бахрушинского музея.
Как известно, первой премьерой Воркутинского театра, носящего тогда звание музыкально-драматического, стала оперетта Имре Кальмана «Сильва», в честь чего артисты Петербургского театра музыкальной комедии Оксана Крупнова и Алексей Штыков исполнили для посетителей дуэт Сильвы и Эдвина.
Затем посетителей поприветствовала директор ВДТ имени Б.А. Мордвинова Елена Пекарь.
— Я очень рада приветствовать вас от лица нашего театра, а также от лица всех воркутинцев. У нас только что закончились большие гастроли в столице, которые проходили в рамках Дней Республики Коми в Москве, приуроченных к 100-летию региона. Это вторые за последнее время гастроли в столице нашей Родины. Конечно, представлять свою республику дело очень ответственное, — подчеркнула директор ВДТ. — Это большая ответственность ещё и потому, что мы приехали выступать на родину основателя нашего театра. И у нас была уникальная возможность представить свой театр, показать, чем он живёт и чем он дышит. За эти четыре дня мы получили неимоверное количество тёплых отзывов. Когда мы узнали, что будут Дни Республики Коми в Санкт-Петербурге, первое, о чём мы подумали — как привезти эту выставку в Северную столицу. Потому что многое связывает эти два города: Воркуту и блокадный Ленинград. Мы готовились к ней больше года, преодолевали всевозможные препятствия, но и чувствовали поддержку всех тех, кто принимал участие в её создании. Для нас это новый виток обращения к нашей истории, которая уже начинала стираться. Когда в 2018 году мы открывали эту выставку впервые, мы только шептались, чтобы она стала передвижной. И она таковой стала.
С приветственным словом к присутствующим обратился экс-министр культуры Коми, а ныне директор Александринского театра Сергей Емельянов.
— Я хочу с удовольствием поприветствовать вас от имени Александринского театра. Я сегодня испытывал очень трепетные чувства, потому что сегодня по большому счёту открываются Дни Республики Коми в Санкт-Петербурге, которые буквально вчера завершились в Москве, — отметил он. — Я прекрасно помню, как в 2019 году мы открывали эту выставку в Москве, в Бахрушинском музее. Я прекрасно помню, как мы открывали эту выставку в Сыктывкаре и в Воркуте, после того, как она довольно триумфально прошла в столице. Я прекрасно помню какие эмоции мы испытывали, когда встречались с непосредственными участниками тех событий, с воспоминаниями, которые звучали в течение всего того года, потому что тот год был связан с 75-летием со дня основания Воркутинского музыкально-драматического театра. Когда говоришь слово Воркута, то всеми без исключения представителями всех поколений оно воспринимается одинаково. Когда мы говорили Республика Коми, когда мы говорили Сыктывкар, не все проводили ассоциации. Но, когда мы говорили Воркута, все точно знали, что это за точка на карте, где это место находится и с какими историческим событиями связана Воркута. Конечно, Воркута это не только гордое имя, это много гордых имён тех людей, которые славили этот город и эту страну. Во многом история Воркуты связана с историей театра. История легендарных Воркутинцев связана с историей театра. Мне сегодня очень приятно открывать эту выставку в Санкт-Петербурге. Я всех вас поздравляю.
По завершении своей речи Сергей Витальевич вручил руководству Мордвиновского театра поздравительный адрес от имени театра Александринского.
Тёплые приветственные слова в адрес авторов выставки прозвучали также из уст директора Бахрушинского музея Дмитрия Родионова, директора музея истории Санкт-Петербурга Владимира Кириллова, заведующей филиалом «Особняк Румянцева» Татьяны Шмаковой, жертвы ленинградской блокады Михаила Тверского и многих других.
Познакомиться с историей создания уникального ГУЛАГовского театра можно будет на протяжении всего июня — выставка «Сверхзадача — выжить» продлится весь месяц.