Спектакль про Достоевского артисты из Воркуты показали на фестивале Достоевского в день его рождения

Спектакль про Достоевского артисты из Воркуты показали 
на фестивале Достоевского 
в день его рождения

Вторая неделя ноября для ряда сотрудников Воркутинского драматического театра имени Б. А. Мордвинова прошла под знаком XXVII Международного театрального фестиваля Ф. М. Достоевского. Он проходил с 3 по 11 ноября на пяти площадках в двух городах: Великом Новгороде и Старой Руссе. Артистам из Воркуты предстояло показать в Старой Руссе спектакль «Роман между строк». Причём, показать 11 ноября — в день рождения Фёдора Михайловича и в последний день фестиваля.
Эта поездка воркутинской драмы на данный фестиваль стала уже второй по счёту. В 2019 году большая делегация ВДТ имени Б. А. Мордвинова приняла участие в XXIII-м фестивале — с постановкой «Село Степанчиково и его обитатели». И тогда, и сейчас воркутинцы сыграли свои спектакли на сцене Центра культуры «Русич».

В девятидневную афишу XXVII Международного театрального фестиваля Ф. М. Достоевского вошли 23 постановки театров из Москвы, Санкт-Петербурга, Иркутска, Воронежа, Челябинска, Чувашии и Татарстана, а также Беларуси, Армении и Индии.

Воркутинцам удалось прибыть на место на пару дней раньше показа своего спектакля. Благодаря этому люфту и заботе организаторов им удалось побывать на экскурсиях в двух городах и посмотреть два фестивальных спектакля. 9 ноября они провели в Новгороде: днём гуляли по Кремлю и самым главным сооружениям кремлёвского комплекса (для гостей из Заполярья даже открыли обычно закрытый выход на стену крепости и позволили им прогуляться по ней!), а вечером в концертном зале Новгородской областной филармонии имени А. С. Аренского, расположенной там же, в Кремле, посмотрели драму «Преступление и наказание» Мензелинского государственного татарского драматического театра им.Сабира Амутбаева (Респ.Татарстан) — на татарском языке, но с синхронным переводом. Тут, к слову, были рады встретить давнего знакомого — Виктора Яковлевича Морица, который много лет руководил управлением культуры Воркуты и в 1998-99 годах был директором Воркутинского драмтеатра, а ныне является главным режиссёром Новгородской филармонии. На следующий день вся программа пребывания воркутинцев на фестивале была связана со Старой Руссой: в неё вошли посещения музеев романа «Братья Карамазовы» и самого Фёдора Достоевского, а также просмотр моноспектакля «Мечтатель» Новгородского академического театра драмы им. Ф. М. Достоевского.

Самым ответственным днём стало 11 ноября. С утра служители ВДТ имени Б. А. Мордвинова вместе с организаторами и другими участниками фестиваля приняли участие в «дне рождения Достоевского»: возложили цветы к памятнику Фёдору Михайловичу, послушали выступления представителей новгородского отделения Союза писателей, желающие сказали в микрофон слова признательности самому читаемому в мире русскому писателю. А вечером состоялся показ спектакля, ради которого и была совершена вся поездка. Воркутинский «Роман между строк», одновременно с «Дядюшкиным сном» московского театра «Школа драматического искусства» на сцене новгородской филармонии, стал завершающим спектаклем фестиваля.
Постановка «Роман между строк» получила жанр «прогулки по страницам дневника»: она создана по мотивам дневниковых записей Анны Достоевской (в девичестве Сниткиной), второй супруги великого писателя. С ней он прожил почти 15 лет до своей кончины — самый благополучный, счастливый период его жизни, в этом браке у писателя родились все его дети. В спектакль вошёл период знакомства, начала совместной работы и зарождения любви между 45-летним Фёдором Михайловичем, уже знаменитым писателем, и 20-летней Анной Григорьевной — начинающей стенографисткой. Это те самые 26 дней (с 4 по 29 октября 1866 года), когда был написан роман «Игрок» (писатель нанял Анну, чтобы она ежедневно записывала текст романа под его диктовку, а вечерами печатала на машинке и утром приносила отпечатанные главы автору).

Инсценировку дневниковых записей и постановку «Романа между строк» осуществила актриса ВДТ имени Б. А. Мордвинова Ольга Коколевская, она же сыграла в спектакле роль Фонаря. Также в спектакле заняты артистка Исабель Монк и заслуженная артистка Республики Коми Оксана Ковалёва. Постановка была приурочена к 200-летию со дня рождения писателя, премьера состоялась 25 ноября 2021 года. За эту работу Ольге Коколевской вручена медаль Министерства культуры РФ «Великий русский писатель Фёдор Михайлович Достоевский 1821-2021».

Организаторы и полный зал зрителей встретили спектакль из Воркуты очень тепло, в финале публика аплодировала стоя. Поскольку в фестивале Ф. М. Достоевского нет номинаций и наград — признанием качества сценической постановки является само её попадание в фестивальную афишу, руководитель Новгородского Регионального Отделения СТД России Анатолий Устинов торжественно вручил воркутинской делегации диплом участника фестиваля и несколько подарков, а глава Старорусского муниципального района Елена Комарова со словами «Вы подарили нам свои сердца» передала воркутинским артистам ключ от города и яблоки из сада Ф. М. Достоевского.
После показа спектакля его обсуждения фестивальными критиками с труппой не было. Однако своими впечатлениями от постановки с главным режиссёром ВДТ имени Б. А. Мордвинова Захаром Комлевым и актрисами-исполнительницами поделились постоянные участники фестиваля — театровед, театральный критик, кандидат искусствоведения Ирина Алпатова и уже упомянутый Анатолий Устинов. По их словам, воркутинская постановка — лёгкая, тёплая и немного сказочная.

В частности, Ирина Леонидовна отметила:

— Я очень люблю северные города, потому что их спектакли получаются тёплыми — наверное, потому что жить холодно. Среди спектаклей по Достоевскому много сумрачных, а ваш — зрительский, простой, «женский» и тёплый. И самое главное — абсолютно неожиданный: по интонации, тексту, звучанию, тому, как вы его играли. Я видела много спектаклей и по произведениям Фёдора Михайловича, и связанных с его жизнью и творчеством — в том числе, по дневниковым записям его жены. И такого отношения к этим событиям, как у вас, не встречала никогда: лёгкого, с улыбкой. Даже когда в самом начале смотришь на декорации, появляется ощущение, что тебя не в Достоевского, а в какую-то сказку толкают: это вроде бы Петербург, но не совсем Петербург, дома как будто размытые и качающиеся, причудливые ажурные мостики. А когда появляется ваш Фонарь, сразу вспоминается Андерсен. Словом, тепло и сказочно. И когда уже начинается спектакль, понимаешь, что это театр из времён Достоевского, а Дама (такая немножко комедийная, гротесковая героиня Оксаны Ковалёвой) — словно Марья Александровна Москалёва, шагнувшая к нам со страниц романа «Дядюшкин сон». Фонарь — тоже очень интересный персонаж: без пола и возраста, то ли человек, то ли предмет... Я такого не видела никогда, это ещё надо было так интересно придумать! Эта история — легкая, и Анна Григорьевна в ней — не совсем «достоевская», а скорее ваша. И это самое главное: театр не иллюстрирует, а предлагает авторский, театральный вариант. Это не литературный, а сценический текст. И даже прозаический текст Анны Григорьевны у вас переделан в диалоги, плюс вплетение маленьких фрагментов из «Идиота», «Неточки Незвановой», «Преступления и наказания» — конечно, над этим надо было поработать, и это сделано очень органично. Это не частная история, а как бы весь Достоевский, и в ней очень любопытно «ловить» моменты из других произведений. И после этих немножко комических, странных и смешных Дамы и Фонаря появляется актриса Исабель Монк, играющая Анну Григорьевну — хоть и смешно, но всерьёз, в нашей русской психологической манере, с тонкими переходами и оттенками настроения, неповторимыми жестами… И возраст героини и актрисы совпадает, и какая-то внутренняя наполненность, как героиня проходит эти 26 дней сюжета, как что-то меняется, как она в начале этой истории даже не знает отчества Достоевского, а в финале приходит к любви. Это было очень точно, грамотно и трогательно. И если весь спектакль — в чём-то комедия, то Исабель вносит в неё правду — и актёрскую, и человеческую, и, наверное, правду своего персонажа. И вы играете про Достоевского без Достоевского, что позволяет зрителю самому внутренне дорисовать образ писателя и домыслить, как бы он реагировал на то или другое — это увлекательнее. Вообще, у вас в спектакле сложился прекрасный, гармоничный ансамбль, где каждая актриса на своём месте, играет точно, и всё замечательно работает на общий замысел.


— Участие в этом фестивале оставило приятные впечатления. Оно позволило нашему театру не только «себя показать», но и «других посмотреть». После уже зимней Воркуты мы вновь ненадолго вернулись в осень, посетили памятные места, связанные с Фёдором Достоевским, окунулись в атмосферу его времени и персонажей его произведений. И, конечно, сыграли спектакль на нового зрителя, что всегда даёт много эмоций. Нас очень воодушевил тёплый приём публики. Теперь людей, имеющих представление о драматическом театре из Воркуты, в России стало значительно больше,
— подвёл итоги поездки Захар Комлев.