Герои Коми: Вера Макаровна Пясковская

Герои Коми: Вера Макаровна Пясковская

Сегодня в рамках Года героев Коми есть повод вспомнить одну из первых артисток нашего театра — Веру Пясковскую. В этот день, 12 ноября 2009 года, Вера Макаровна ушла в мир иной в возрасте 95 лет. А Воркута запомнила её совсем молодой: роль Стасси в первом спектакле нашего театра, «Сильве», она сыграла в 1943-м году 29-летней (а когда участвовала до этого в самодеятельности, была ещё моложе). Из Заполярья уехала в 1948-м (по некоторым источникам, в 1949-м), когда ей было всего 34-35 лет.

Мы не раз писали об этой прекрасной актрисе на сцене и женщине вне её, в том числе в контексте Года героев Коми. Но про таких деятелей всегда найдётся, что сказать нового. И сегодня хотим вспомнить некоторые факты её яркой биографии, добавив новых.

В июне 1947-го ей, как и Наталии Глебовой, было присвоено звание заслуженной артистки Коми АССР. А уже в 1957 году ей, на тот момент ведущей артистке Иркутского театра музыкальной комедии (туда она поступила в ноябре 1949 г.) было присвоено звание заслуженной артистки РСФСР. Кроме того, она трижды награждалась медалью «За доблестный труд».

В том же 1947-м в Воркуте состоялись первые послевоенные выборы в Верховный Совет Коми АССР и местные Советы депутатов трудящихся. В число депутатов городского Совета вошла и артистка Вера Макаровна Пясковская. Она неоднократно избиралась депутатом районного и городского Совета трудящихся и в Иркутске.

В спектаклях Воркутинского театра участвовала не только Вера Макаровна, но и её дочь. В книге Е. В. Марковой «Жили-были в XX веке» (фрагменте воспоминаний репрессированного музыканта театра Л. В. Брокера) есть такое упоминание: «…Высокообразованным музыкантом был Микошо, преподаватель московской консерватории, дирижер и композитор. Для спектакля «Золушка» он написал очень милую музыку. Жаль, что тогда нельзя было записать тот спектакль на пленку. Великолепный был спектакль! Все роли в нем исполняли дети, а Золушку играла дочь нашей Веры Макаровны Пясковской, звезды воркутинской сцены…».

(Отвлечёмся, но не можем не добавить: информация про ту постановку дополняет наш рассказ о спектакле «Хрустальный башмачок» середины 1980-х годов. Значит, история про Золушку на нашей сцене была впервые поставлена при одновременной работе в театре В. Пясковской и В. Микошо (между 1944 и 1948-49 гг.). Да и ещё все роли в ней исполняли дети! Упомянутая нами постановка сказки Геннадием Щербаковым — как минимум, вторая в истории ВДТ. А нынешняя, очередной показ которой состоится через три дня — как минимум, третья).

И ещё немного про личную жизнь В. М. Пясковской. Мы уже писали, что она была женой большого НКВД-шного начальника — по должности майора, по фамилии Чепига, по нраву Отелло. И эпизод в нашей постановке «Сильва. Дойти до премьеры», когда исполнителя роли Бони «забирают» прямо во время спектакля, имеет документальную основу. Как минимум один такой реальный эпизод был, только его причина и финал были иными, нежели в «Сильве…»: он был связан с ревностью Чепиги, и артист там в идущий на сцене спектакль уже не вернулся…

Вот что мы читаем в книге А. Клейна и А. Попова «Заполярная драма»:

«Бывали и внутритеатральные неурядицы, обусловленные наличием в труппе стукачей, малоспособных актеров, втиснутых в театр неутомимыми оперативниками. Только их „стараниями“ можно объяснить совершенно необоснованный донос на артиста Г., исполнявшего в «Веселой вдове» ведущую роль графа Данилы. Ревнивому мужу — высокопоставленному чиновнику из Управления лагеря — сообщили, что артист Г. ухаживает за его женой, артисткой театра. Взъяренный начальник немедленно позвонил в театр и потребовал, чтобы артиста тотчас же заперли в зону и исключили из состава труппы. Шел как раз спектакль «Веселая вдова». Никакие попытки уговорить разъяренного самодура не помогли. Присутствовавший всегда в театре конвой получил приказ немедленно доставить Г. в зону. И вот сразу после первого акта не разгримированный «граф» под конвоем с собаками был водворен — и надолго, до окончания срока — за проволоку. Публика немало изумилась, увидев во втором акте веселой оперетты весьма заметно «постаревшего» графа Данилу в исполнении другого, срочно вызванного актера. Понятно, что такие казусы возможны только в крепостном да в лагерном театре…».

Можно не сомневаться, что речь здесь именно о Пясковской и Чепиге. Тем более что и в Иркутск любимица воркутинцев уехала из-за ревнивого мужа самодура. В том же тексте А-Клейна — А. Попова говорится уже без намёков, с конкретными именами:

«… во всех вышеуказанных музыкальных спектаклях и концертах выступают с неменьшим успехом вольнонаемные Н. Глебова и В. Пясковская. Последняя, выйдя из художественной самодеятельности, стала отличной профессиональной артисткой и, когда ее муж, один из руководящих офицеров лагерной системы, ревновавший жену к сцене, поставил перед супругой выбор — или он или сцена, Вера Макаровна Пясковская выбрала сцену, оставила мужа, уехала в Иркутск, где до последних дней жизни с успехом играла в областном театре».

Вспомним сегодня Веру Макаровну. Поблагодарим за вклад, внесённый в развитие нашего театра, культуры Воркуты и Республики Коми. Порадуемся, что природный актёрский талант, чудесный голос и великолепная, «мордвиновская» актёрская и вокальная школа Веры Макаровны после её отъезда из Заполярья ещё почти три десятилетия прослужили людям на другом конце большой страны.

А завершим свой рассказ статьёй «Её обаяние покоряло…» в иркутском издании «Восточно-Сибирская правда», вышедшей в 2014 году к столетию со дня рождения Веры Пясковской.

Читать онлайн