Герои Коми: Евгений Михайлович Вигорский
В Год героев Коми хочется вспомнить одного из ярких деятелей нашего театра Евгения Вигорского (в некоторых источниках Выгорского) — прекрасного дирижёра, попавшего сюда, как и многие, в качестве заключённого и много сделавшего для становления, развития первой профессиональной сцены Воркуты. А с ним и его супругу Анну Павловну, которую по праву можно назвать одной из заполярных «декабристок»… Вигорские проработали в нашем театре около шести лет, но оставили яркий след в его истории и место в воспоминаниях многих деятелей той поры.
О Евгении Михайловиче информации у нас совсем мало. Известно, что он родился в 1911 году в Жмеринском районе Винницкой области Украины. Получил высшее образование (окончил рабфак консерватории) дирижера. До попадания в Воркуту работал в Киевском оперном театре и был великолепным профессионалом. Солисткой того же оперного театра в Киеве была и его супруга Анна Павловна Вигорская (в некоторых источниках также Выгорская). Про неё мы точно знаем, что она родилась 9 августа 1909 года в городе Озоркове (Польша). В 1927 году она окончила 7 классов средней школы в Краснограде, в 1930-м — музыкальную школу в Киеве, а в 1936 году и вечернюю консерваторию в 1936 г. в Виннице, получив специальность артистки-вокалистки. В 1931 году у неё родился сын Александр.
Когда её муж не по своей воле попал в Воркуту, она приехала к нему и устроилась в театр вольнонаёмной артисткой. И сейчас лучше всего передать слово Елене Владимировне Марковой, оставившей о Воркуте и её первом театре массу воспоминаний. Вот выдержки из книги «Жили-были в XX веке…», где имена Евгения Михайловича и Анны Павловны Вигорских идут бок о бок:
«…О дирижере Вигорском, первоклассном музыканте. Он попал в лагерь после немецкого плена. У немцев он тоже играл в оркестре. Кажется, он не был у нас заключенным, а на положении спецконтингента… К Вигорскому, кстати, приехала через какое-то время жена, актриса из киевского оперного театра. В Воркутинском театре она исполняла оперные партии».
И вот ещё пара фрагментов:
«…Певица А. П. Вигорская работала в Воркутинском театре во второй половине 1940-х и в начале 1950-х гг. До приезда на Воркуту она была солисткой Киевского оперного театра. Чем привлекла ее Воркута, это гибельное место, окутанное колючей проволокой? Сюжет все тот же — добровольное желание разделить судьбу репрессированного мужа, дирижера Е. М. Вигорского. Он появился в Воркутинском театре во второй половине 1940-х гг. на должности первого дирижера, которую до этого занимал В. В. Микошо, ставший вторым дирижером. Вигорский побывал в немецком плену, но на Воркуту он попал не как заключенный, а как «спецконтингент». Впрочем, четких данных о его статусе у меня нет. По словам А.Маркова и виолончелиста Л.Брокера, он принадлежал к «спецконтингенту», что и позволило приехать к нему его жене А. П. Вигорской. Будь он заключенным, это вызвало бы определенную реакцию у воркутинских режимников. Однако никакого скандала не произошло. Жена совершенно спокойно выступала вместе со своим мужем, а они ведь носили одну и ту же фамилию!
А. П. Вигорская стала одной из ведущих солисток в оперной труппе театра, исполнительницей партий Иоланты в одноименной опере П. И. Чайковского, гейши в «Чио-Чио-сан» Дж.Пуччини, Антониды в «Иване Сусанине» М. И. Глинки. В спектаклях, где она выступала, дирижером, как правило, был ее муж. Вигорский дирижировал очень артистично, подражая Леопольду Стоковскому».
«…Старожилы Воркуты по сей день с благодарностью вспоминают музыкально-образовательный цикл лекций «Классики русской музыки», организаторами и вдохновителями которых были дирижеры В. В. Микошо и Е. М. Вигорский. В группу вокалистов, участвовавших в этой просветительной работе, входила и А. П. Вигорская, исполнявшая арии из многих опер. На Воркуте с большим энтузиазмом отмечались различные памятные даты. Это приобщало жителей далекой тундры к жизни на «Большой земле». Так в 1949 г. отмечалось 100-летие со дня смерти Шопена. Вигорская выступала в юбилейном концерте как певица и как пианистка. В 1947 г. на Воркуте отмечалось 800-летие Москвы. В программу юбилейного концерта входили, прежде всего, произведения, связанные с историей нашей столицы. А это, конечно же, опера Глинки «Иван Сусанин» как самое яркое музыкальное произведение, в котором отражалась героическая борьба русского народа с иноземными захватчиками. А. П. Вигорская исполняла арию Антониды. Это лишь несколько штрихов ее многогранной деятельности. Для воркутян, оторванных от мира и живущих среди зон, окутанных колючей проволокой, прикосновение к прекрасному имело особо спасительное значение. В начале 1950-х гг. Вигорские покинули Воркуту».
Много и подробно Елена Владимировна Маркова рассказывает про А. П. Вигорскую в своей книге «В несчастье верная жена. Декабристки XX века», вышедшей уже после её ухода из жизни (мы рассказывали о выходе этой книги).
Есть довольно много упоминаний про Е. М. Вигорского и в книге «Заполярная драма» А. С. Клейна и А. А. Попова.
Евгений Михайлович Вигорский оставил заметный след в истории нашего театра. И неслучайно его имя вошло в видеоряд имён, венчающих наш спектакль «Сильва. Дойти до премьеры», удостоенный «Золотой Маски».
Некоторые публикации с упоминанием Е. М. Вигорского:
Книга А. С. Клейна и А. А. Попова «Заполярная драма»
Книга Е.В. Марковой «Жили-были в XX веке…»
На «Культурной карте Республики Коми»
О Евгении Михайловиче информации у нас совсем мало. Известно, что он родился в 1911 году в Жмеринском районе Винницкой области Украины. Получил высшее образование (окончил рабфак консерватории) дирижера. До попадания в Воркуту работал в Киевском оперном театре и был великолепным профессионалом. Солисткой того же оперного театра в Киеве была и его супруга Анна Павловна Вигорская (в некоторых источниках также Выгорская). Про неё мы точно знаем, что она родилась 9 августа 1909 года в городе Озоркове (Польша). В 1927 году она окончила 7 классов средней школы в Краснограде, в 1930-м — музыкальную школу в Киеве, а в 1936 году и вечернюю консерваторию в 1936 г. в Виннице, получив специальность артистки-вокалистки. В 1931 году у неё родился сын Александр.
Когда её муж не по своей воле попал в Воркуту, она приехала к нему и устроилась в театр вольнонаёмной артисткой. И сейчас лучше всего передать слово Елене Владимировне Марковой, оставившей о Воркуте и её первом театре массу воспоминаний. Вот выдержки из книги «Жили-были в XX веке…», где имена Евгения Михайловича и Анны Павловны Вигорских идут бок о бок:
«…О дирижере Вигорском, первоклассном музыканте. Он попал в лагерь после немецкого плена. У немцев он тоже играл в оркестре. Кажется, он не был у нас заключенным, а на положении спецконтингента… К Вигорскому, кстати, приехала через какое-то время жена, актриса из киевского оперного театра. В Воркутинском театре она исполняла оперные партии».
И вот ещё пара фрагментов:
«…Певица А. П. Вигорская работала в Воркутинском театре во второй половине 1940-х и в начале 1950-х гг. До приезда на Воркуту она была солисткой Киевского оперного театра. Чем привлекла ее Воркута, это гибельное место, окутанное колючей проволокой? Сюжет все тот же — добровольное желание разделить судьбу репрессированного мужа, дирижера Е. М. Вигорского. Он появился в Воркутинском театре во второй половине 1940-х гг. на должности первого дирижера, которую до этого занимал В. В. Микошо, ставший вторым дирижером. Вигорский побывал в немецком плену, но на Воркуту он попал не как заключенный, а как «спецконтингент». Впрочем, четких данных о его статусе у меня нет. По словам А.Маркова и виолончелиста Л.Брокера, он принадлежал к «спецконтингенту», что и позволило приехать к нему его жене А. П. Вигорской. Будь он заключенным, это вызвало бы определенную реакцию у воркутинских режимников. Однако никакого скандала не произошло. Жена совершенно спокойно выступала вместе со своим мужем, а они ведь носили одну и ту же фамилию!
А. П. Вигорская стала одной из ведущих солисток в оперной труппе театра, исполнительницей партий Иоланты в одноименной опере П. И. Чайковского, гейши в «Чио-Чио-сан» Дж.Пуччини, Антониды в «Иване Сусанине» М. И. Глинки. В спектаклях, где она выступала, дирижером, как правило, был ее муж. Вигорский дирижировал очень артистично, подражая Леопольду Стоковскому».
«…Старожилы Воркуты по сей день с благодарностью вспоминают музыкально-образовательный цикл лекций «Классики русской музыки», организаторами и вдохновителями которых были дирижеры В. В. Микошо и Е. М. Вигорский. В группу вокалистов, участвовавших в этой просветительной работе, входила и А. П. Вигорская, исполнявшая арии из многих опер. На Воркуте с большим энтузиазмом отмечались различные памятные даты. Это приобщало жителей далекой тундры к жизни на «Большой земле». Так в 1949 г. отмечалось 100-летие со дня смерти Шопена. Вигорская выступала в юбилейном концерте как певица и как пианистка. В 1947 г. на Воркуте отмечалось 800-летие Москвы. В программу юбилейного концерта входили, прежде всего, произведения, связанные с историей нашей столицы. А это, конечно же, опера Глинки «Иван Сусанин» как самое яркое музыкальное произведение, в котором отражалась героическая борьба русского народа с иноземными захватчиками. А. П. Вигорская исполняла арию Антониды. Это лишь несколько штрихов ее многогранной деятельности. Для воркутян, оторванных от мира и живущих среди зон, окутанных колючей проволокой, прикосновение к прекрасному имело особо спасительное значение. В начале 1950-х гг. Вигорские покинули Воркуту».
Много и подробно Елена Владимировна Маркова рассказывает про А. П. Вигорскую в своей книге «В несчастье верная жена. Декабристки XX века», вышедшей уже после её ухода из жизни (мы рассказывали о выходе этой книги).
Есть довольно много упоминаний про Е. М. Вигорского и в книге «Заполярная драма» А. С. Клейна и А. А. Попова.
Евгений Михайлович Вигорский оставил заметный след в истории нашего театра. И неслучайно его имя вошло в видеоряд имён, венчающих наш спектакль «Сильва. Дойти до премьеры», удостоенный «Золотой Маски».
Некоторые публикации с упоминанием Е. М. Вигорского:
Книга А. С. Клейна и А. А. Попова «Заполярная драма»
Книга Е.В. Марковой «Жили-были в XX веке…»
На «Культурной карте Республики Коми»